[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 8:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-2 **Иуда услы­шал о славе Римлян, что они могуще­с­т­вен­ны и сильны и бла­го­скло­н­но при­нимают всех, обраща­ю­щихся к ним, и кто ни при­ходил к ним, со всеми заключали они дружбу. А что они могуще­с­т­вен­ны и сильны, – расска­зывали ему о войнах их, о муже­с­т­вен­ных подвигах, которые они по­ка­за­ли над Галатами, как они по­корили их и сделали дан­никами;** //Вести о римлянах, побудившие Иуду искать союза с Римом// Xотя блестящая победа над Никанором доставила земле покой, но только на короткое время. Все заставляло ждать и опасаться, что сирийский царь постарается отомстить за это поражение и снова направит на Иудею такое войско, которое подавит маленькую горсть сподвижников Иуды своею численностью, как это было в последний раз при Антиохе Евпаторе ([[old:1mak:06:start|VI]] гл.). — Ввиду этого Иуда поспешил воспользоваться коротеньким промежутком покоя для заключения союза с римлянами, чтобы, благодаря этому союзу, приобрести мощную защиту от угрожавшей со стороны Сирии опасности совершенного порабощения своего народа. К этому шагу побудил его со всех сторон доходивший слух о беспримерном мужестве римлян и об их несокрушимо-победоносной силе. — //«Иуда услышал о славе Римлян…»// — точнее слав.: «слыша //Иуда имя Римлян…//» (άκούειν τό όνομα — как [[old:1mak:03:41|III:41]]). — За главным предложением настоящего стиха (//«Иуда услышал…»//) следуют 3 других, излагающих содержание слухов о римлянах тематически, причем эта тема развивается потом подробнее указанием на соответствующие события ([[old:1mak:08:03|3–16]] ст.). — Это, во-первых, слух, что римляне //«могущественны и сильны»// — δυνατοί ίσχυί, ср. [[old:1mak:02:42|II:42]]: во-вторых, что //«благосклонно принимают всех, обращающихся к ним»//; в-третьих, что //«кто ни приходил к ним, со всеми заключали они дружбу»//. — Приступая к указанию соответствующих фактов на первую тему, писатель повторяет ее еще раз для ясности: //«а что они могущественны и сильны,// — (в подтверждение этого) //рассказывали ему…»//. //«Рассказывали»// — διηγήσαντο — дает предполагать, что — перед тем как решиться искать союза с римлянами — Иуда наводил тщательные справки о римлянах. Из их //«мужественных подвигов»// — прежде всего упоминается покорение //Галатов//. Под этими галатами некоторые разумели Малоазийских галатов или кельтов, которые Атталом, царем Пергамским, были сплочены в особый округ Малой Азии, под названием Γαλατία или //Graecogallia//, и в 189 г. до Р. Х. были покорены консулом //Cn. Manl. Vulso// (Liv. XXXVIII, 12, 20 ss. 37 ss.). Напротив, другие находят, что здесь речь идет о cis — альпийских (по ту сторону Альпов) или Италийских Галлах, города которых, войны с Римом и совершенное истребление описывает Поливий (II, 14–34). Это мнение имеет за себя три основания: 1) только эти, а не Малоазийские галлы были сделаны данниками римлян; 2) эти галлы поименованы //ранее// испанцев, между тем — малоазийские должны бы были быть упомянуты позднее, и 3) войны Рима с этими именно Италийскими галлами составляли события, которые ранее всего могли разгласиться по Востоку. К этим основаниям надо прибавить и то, что Рим на завоевание Италийской Галлии употребил гораздо более сил и времени, чем на овладение Малоазийской. [<10>]