[<10>] ====== Толкования на 1 Мак. 12:7 ====== =====Лопухин А.П.===== **Еще пре­жде от Дария [Арея], цар­с­т­во­вав­шего у вас, при­сланы были к первосвящен­нику Онии письма, что вы – братья наши, как по­казывает список.** Послание Ионафана спартанцам начинается напоминанием прежде бывшей переписки между первосвященником иудейским Ониею и царствовавшим у спартанцев //Дарием// (правильная форма 'Αρεύς). Точный список обращения последнего с заявлениями о братстве прилагается тотчас после изложения нового послания ([[old:1mak:12:20|20–23]] ст.). — Возникает вопрос о более точном определении времени первой переписки и действующих в ней лиц. Вопрос этот не столь легкий для разрешения в виду того, что в истории известны 3 Онии и 3 Арея, причем указываемое, между прочим, Иосифом Флавием преемство этих Оний — //после Симона//, — совершенно тождественно в 2 случаях, как ясно из следующего: //Ония// (I), сын Иаддая, //Симон// (I) Прав., сын //Онии// I . Елеазар, брат //Симона// (20 лет), Манассия, дядя — //Ония// (II), сын //Симона// Прав. //Симон// (II), сын этого //Онии// и //Ония// (III), сын //Симона II//. Если, таким образом, не принимать во внимание брата и дядю между Симоном I и Ониею II, его сыном, то преемство будет совершенно тождественно в обоих случаях: //Ония// (I), //Симон// (I), //Ония// (II); и затем опять: //Ония// (II), //Симон// (II), //Ония// (III), — и везде — отец и сын. Столь запутывается дело и между 3 //Ареями//. Доподлинно известны два царя Спарты под данным именем — //Арей I//, царствовавший — по Диодору XX, 29 — с 309–265 г. до Р. Х. и //Арей II//, царствовавший около 255 г. до Р. Х., но уже 8-летним мальчиком умерший (Павзаний, III, 66). Так как Ония II едва ли был современником Арея II, то — по мнению некоторых толкователей — остается считать таковыми лишь Арея I и Онию I (323–300 г.). Переписка, следовательно, падает на время «диадохов», когда спартанцы в борьбе с Антигоном и его сыном Димитрием Полиоркетом естественно могли задаваться мыслью подготовить своим противникам затруднение завязкою сношений на востоке. — Ближайшие последствия этой переписки и сношений спартанцев с евреями неизвестны. Любопытно, однако, что в последующее время экс-первосвященник Иасон именно в Лакедемоне искал убежища от своих преследователей: это показывает, что мысль о родстве иудеев и спартанцев находила себе и фактическое применение. Что касается оснований для этой мысли в библейских родословиях (//«что они — братья и от рода Авраамова…»// ст.), то после напрасных поисков в самой Библии, мы должны искать этих оснований разве лишь в греческих сказаниях о происхождении спартанцев от финикиян. А каким образом эта мысль могла прийтись по сердцу евреям, можно объяснить давно известною страстью этого народа считать еврейство источником всякого развития. [<10>]