[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 1:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень** **«И воста... Анна**, – говорит Писание, – **по ядении их в Силом» **и по питии** «и ста пред Господем»**. Не без цели употреблено и это выражение: **«по ядении и по питии»**, но чтобы ты знал, что время, которое другие посвящают отдыху и бездействию, она проводила в молитве и слезах, потому что была весьма трезвенна и бодра. **«И ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле, при празе двери храма Господня»**. Не просто сказано и это, – что – **«Илий... жрец седяше... при празе двери храма Господня»**, но чтобы показать душевный пыл этой жены. Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастие, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большою смелостью придти к Царю (небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к небу, видя как бы самого Бога, так начала говорит Ему со всею горячностью. **//Пять слов об Анне. Слово первое.//** ---- **И стала**, - сказано, - **пред Господом**. Что же она говорит? **Господи Всемогущий Боже Саваоф!** [[old:1ts:01:11|(1 Цар. 1:11)]]. В переводе это значит: «Господи, Боже сил». Но слезы лились, прежде чем она могла что-нибудь выговорить. Ими она и надеялась преклонить к себе милость Бога. Где слезы, там полное сокрушение; а где сокрушение, там много любомудрия и осмотрительности. «Если, услышав, Ты послушаешь, - сказано, - молитву **рабы Твоей и дашь** мне сына, **то я отдам его в дар Господу на все время**». Она не сказала: «на один год или на два», как делаем мы, и не сказала: «Если дашь мне ребенка, я дам денег», но: «Своего первенца, сына молитвы, я всецело отдам вместо дара». Это поистине была дочь Авраама. Тот по требованию [Бога] отдал [сына], она же отдает еще прежде требования. //**Беседы на Послание Ефесянам.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 9-11 **и встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме**, [и стала пред Господом]. **Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи** [Всемогущий Боже] **Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу** [в дар] **на все дни жизни его**, [и вина и сикера не будет он пить,] **и бритва не коснется головы его** И было две женщины, носивших почетное имя Анна. Одна замужняя, которая родила Самуила; другая вдова, которая признала Святого святых, когда тот был еще ребенком. Замужняя Анна молилась с горем на душе и скорбью в сердце, поскольку у нее не было детей. В ответ на её мольбу Самуил был дарован ей Господом, и она посвятила его Богу **на все дни жизни его**, ибо она дала обет Господу во время молитвы. Не так просто найти сродство в её молитве с «Отче Наш», за исключением фразы //но избавь нас от лукавого//. И очевидное зло заключалось в том, чтобы быть замужем и не приносить плода семейной жизни, когда единственное её оправдание в продолжении жизни рода в детях. //**Послания.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве. **Воставши Анна по ядении их в Силоме, и ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле при празе храма Господня** **Анна**, о которой здесь идет речь была одна из двух жен левита [[old:1par:06:26|(1 Пар. 6:26–28)]] Елканы, жившего в уделе Ефремова колена [[old:1ts:01:01|(1 Цар. 1:1)]]. Она была неплодна и за это терпела огорчения от многочадной Феннаны, другой жены своего мужа. Елкана имел обычай ежегодно на великие праздники брать в Силом (в колене Ефремовом), где была во времена Судей скиния свидения, свое семейство для поклонения и принесения жертвы Господу. Праздник располагает человека к радости и веселию. Но для неплодной **Анны** и праздник был не в праздник. Ее соперница Феннана преследовала ее своими укоризнами в самый праздник – побуждая ее к ропоту на то, что Господь затворил чрево ее [[old:1ts:01:06|(1 Цар. 1:6)]]. **Анну** не утешало то, что муж любил ее больше, чем ее соперницу, и на праздничной трапезе оказывал ей предпочтение. Эта трапеза устрояема была при скинии из остатков праздничной, так называемой мирной жертвы, которые были предоставляемы в распоряжение приносившему жертву. Муж **Анны** по любви к ней давал ей порцию из этих остатков вдвое больше, чем Феннане и ее детям. **Анна**, огорчаемая укоризнами Феннаны, которую еще пуще озлобляло против нее это предпочтение, не принимала пищи. Напрасно муж, утешая ее, говорил ей: "Что плачешь и почему не ешь? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?" **Анне** было не до пищи. Это происходило каждый год, и вот однажды в праздник, **Анна** решилась наконец поведать свое горе пред Господом. **Вставши по ядении их**, т.е. поднявшись из-за праздничной трапезы, которая устрояема была близ скинии, она **стала пред Господем**, т.е. пред дверьми скинии, или точнее – двора скинии. У этих дверей **сидел** в сие время **Илий** первосвященник и вместе судия. Как судия, он имел обычай садиться на судейском седалище в таком месте, где постоянно было многолюдство, для того чтобы быть доступнее всякому, имевшему до него дело. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// [<10>]