[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 1:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною** Когда священник заградил ей уста (таков смысл слов: храняше **«устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся»**, то она принуждена была покориться священнику и прекратить молитву. Так загражден был у нее голос, но не заграждено стремление, напротив, тем сильнее взывало внутри сердце. Это есть в особенности молитва, когда вопли раздаются извнутри; это особенно свойственно душе страждущей – произносить молитву не напряжением голоса, а устремлением ума. Так молился и Моисей. Когда он ничего не говорил, Бог сказал ему: //«что вопиеши ко Мне?»// [[old:ish:14:15|(Исх 14.15)]]. Люди слышат только звук голоса, а Бог прежде этого слышит внутренний вопль. Так можно быть услышану, не произнося слов; и ходя по площади, можно молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая что бы то ни было, (можно) призывать Бога с великим воплем, – разумею внутренний вопль, – не делая его известным ни для кого из присутствующих. Это самое сделала тогда и эта жена – **«Глас ея не слышашеся»**, говорит Писание, а Бог услышал ее. Это был внутренний ее вопль! **//Пять слов об Анне. Слово второе.//** ---- См. Толкование на [[old:1ts:01:12#svt_ioann_zlatoust|1 Цар. 1:12]] **//Беседы на Послание Ефесянам.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною** См. Толкование на [[old:1ts:01:12#svt_kesarij_arelatskij|1 Цар. 1:12]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною** См. Толкование на [[old:1ts:01:12#svt_kirill_ierusalimskij|1 Цар. 1:12]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною** См. Толкование на [[old:1ts:01:12#svt_kliment_aleksandrijskij|1 Цар. 1:12]] ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною** См. Толкование на [[old:1ts:01:12#sschmch_kiprian_karfagenskij|1 Цар. 1:12]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве. **И та глаголаше в сердцы своем, токмо устне ее двизастеся, а глас ее не слышашеся: и мняше ю Илий пияну сущу** **Глаголаше в сердце своем**. Это не то значит, что она молилась без слов и что поэтому бесцельно двигались ее губы, – а то, что молитва ее исходила из глубины сердца и только ее сердцу была ощутительна, от других же было сокрыто, о чем она молилась. – При этом хотя **устне** (губы) **ее двигались**, но **глас ее не слышашеся**. Это надобно понимать так, что она шептала молитву, молилась про себя, молилась словами, звуки которых не доходили до слуха посторонних. Думать же, будто от избытка волновавших ее чувств дыхание ее было не свободно и она не могла членораздельно выражаться, – нельзя потому, что она вслед за тем, как увидим, ясно и вразумительно могла беседовать с **Илием**. Если бы справедливо было, что Анна от душевного волнения не в состоянии была выговорить ни одного слова в молитве к Богу, то трудно понять, как она же могла развязно объясняться с первосвященником, прервавшим ее молитву. Этот поступок **Илия** мог бы только усилить ее волнение и еще больше затруднить ее в словесном выражении мыслей. – Почему же Анна молилась шепотом, не слышно для других – почему скрывала от посторонних, о чем молилась? – Потому что не хотела, чтобы личное ее горе и желание, сделавшись известным для посторонних, стало предметом разговоров и пересудов. Особенно ей не хотелось, чтобы слышала ее молитву Феннана и стала пожалуй глумиться над нею. Притом она уверена была, что Бог слышит ее молитву, она молилась для Бога, а не для людей, она знала, что Всеведущему угодны не звуки голоса, а собственно благочестивое душевное настроение. – Первосвященник, свидетель ее молитвы, не слыша звуков, а видя только **движение губ**, подумал, что она **пьяна**. Ему показалось, что у ней язык не ворочается или отказывается служить ее усилиям ясно и членораздельно выговаривать слова молитвы от обременения вином. Это подозрение могло быть усилено тем, что она молилась после трапезы, на которой предлагаемы были с пищею винные напитки. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// [<10>]