[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 2:10 ====== ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего** Божественное Писание предсказывает новое возвращение на небеса по имени Христа, вместе с Которым мыслится Слово Божие, и слышное всем наподобие грома Его учение и Его суд над всеми, который произойдет после этого. Вслед за этим, сказано, сам Господь **даст крепость царям нашим**. Под ними, возможно, имеются в виду апостолы Христовы, о которых написано в шестьдесят седьмом псалме: //Господь даст слово благовествующим силою многою//. И вместе с тем Писание упоминает по имени Христа, Который мыслится по человечеству нашим Спасителем, Чей рог, как сказано, вознесется, и тем самым показывает в Нем невидимую силу и Его Царство. Ибо Писание обычно называет рогом Царство. И в восемьдесят восьмом псалме сказано: //и Моим именем возвысится рог его// [[old:ps:088:25|(Пс 88:25)]]. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Прп. Петр Дамаскин ===== Имеющий ведение во всякой вещи находит содействие к спасению души и прославлению Бога, для чего и создано все от Бога разумов и Господа, как говорит мать пророка Самуила, потому **да не хвалится премудрый премудростию своею и прочее, но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа**, то есть тем, чтобы познавать, во многом разуме, Господа из творений Его, и подражать Ему, по силе, хранением Божественных заповедей Его, чрез которые познает Его, и, подобно Ему, возможет //творить суд и правду посреде земли//, ибо она говорила это, пророчествуя о распятии и воскресении Господнем. //**Творения. Книга вторая.**// ===== Блаж. Августин ===== **Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего** См. Толкование на [[old:1ts:02:01#blazh_avgustin|1 Цар. 2:1]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа** Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога. Почему? Потому что, кто познал Бога, уверовал в Него и живет в общении с Ним и по Его заповедям, тот и мудр и силен, и богат. А без Бога наука ходит во тьме, внешняя сила не имеет опоры, богатство ведет к разврату и нищете... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Фруктуоз Брагский ===== **Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего** Вот написано: Он Сам **будет судить концы земли.** Господь всякого человека в конце либо оправдывает, либо осуждает и исход всех вещей Сам сообразует, так чтобы грешник, если истинно раскаивается, не был лишён надежды на прощение, а праведник не был уверен в своей святости. //**Правила монашеские.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего** //Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог// (силу, крепость) //помазанника Своего.// В ближайшем смысле здесь разумеется возлюбленный и прославленный Богом царь евреев Давид, а также его сын и преемник - могущественный и славный Соломон [[old:1ts:07:start|(1 Цар VII;]] [[old:1par:17:start|1 Пар XVII]]). В более отдаленном, пророчественно-мессианском, смысле - Божественный Потомок Давида по плоти - Господь наш Иисус Xристос, Своим учением и жизнью принесший на землю //"суд// (греховному) //Миру сему"// [[new:in:12:31|(Ин XII:31)]] и имеющий прийти вторично на землю - для страшного суда и праведного воздаяния грешникам и праведникам ([[new:mf:12:36|Мф XII:36]];[[new:mf:13:41| XIII:41,]] [[new:mf:13:49|49;]] [[new:mf:16:27|XVI:27;]] [[new:mf:19:28|XIX:28]]; [[new:mf:24:31|XXIV:31;]] [[new:mf:25:32|XXV:32;]] [[new:lk:17:22|Лк XVII:22;]] [[new:in:05:22|Ин V:22,]] [[new:in:05:25|25,]] [[new:in:05:44|44;]] [[new:in:12:48|XII:48]];[[new:act:17:31| Деян XVII:31;]] [[new:2pet:03:07|2 Пет III:7;]] [[new:2pet:03:10|III:10;]] [[new:iud:01:14|Иуд 1:14-15;]] [[new:rim:02:05|Рим II:5, 6;]] [[new:2kor:01:14|2 Кор I:14]]; [[new:2kor:05:10|V:10;]] [[new:1kor:01:08|1 Кор I:8;]] [[new:1kor:04:05|IV:5;]] [[new:2sol:02:02|2 Сол II:2]] и мн. друг.). Xвалебно-пророчественная песнь матери Самуиловой Анны легла в основу третьего ирмоса церковных канонов. //**Толковая Библия.**// [<10>]