[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 3:3 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий** Не крайняя ли это, по видимому, небрежность, что был допущен, и позволил себе отрок Самуил, «спать в Церкви Господни, идеже кивот Божий»? И для служения туда входить Закон предписывал только Первосвященнику и Священникам: а Самуил не принадлежал и к низшему чину Левитов, которые, притом, не в отроческом, а уже совершенном возрасте вступали в служение храма. Если положить, что это была небрежность, принадлежавшая к числу безпорядков, которые допустил во храме слабый Первосвященник Илий, и которые привлекли внезапную гибель ему и детям его: то как могло случиться, что Самуил не подвергся с ними прещению Божию, а напротив, посещен особенным благоволением Божиим? Выход из темноты сих недоумений на свет истины можно найти в следующих словах дееписания: «прежде неже угасе светильник Божий, и Самуил спаше в Церкви Господни». К чему здесь упоминается о горящем светильнике Божием? Думаю, к объяснению того, по какому случаю «Самуил спаше в Церкви Господни». Видно, по особенной любви к святыне, рано в нем усмотренной, сверх обычая был он или послан, или допущен охранять светильник Божий, всю ночь горевший во храме: служение, для котораго могло бы недостать на целую ночь бдительности одного человека, кольми паче бдительности отрока. Но видно, любовь ко святыне храма и к молитве была в отроке Самуиле сильнее сна; и он, при светильнике Божием, бодрствовал, служил, благоговел, молился, один во всю ночь, не много уступая немощи природы и подкрепляя себя кратким только сном, совместным с неослабным охранением светлости светильника Божия. Теперь понятно, каким образом сон отрока Самуила во храме не только не был осудителен, но и сделался путем для откровения Божия. Это не была небрежность, оскорбляющая храм, но любовь к его святыне, свято почивающая. Вспомним при сем, что Самуил, в последствии времени Пророк, составил род духовнаго училища или образовательнаго общества «сынов пророческих». Вероятно, что сему учреждению обязано своим образованием не малое число пророков следующаго затем времени: так как с сего времени являются они у народа Божия в большем числе, нежели прежде. Но где училище, в котором образовался сам образователь пророков — Самуил? Не можем указать инаго, как только храм Божий. В храме с младенчества пребывал он, и не внешним учением образовался, но, посредством благоговения и веры, напитался Духом Живущаго в нем так, что еще в юности явился уже и сам храмом «Духа Святаго, Господа, глаголавшаго пророки». Чада храма, чада учения! Приимите наставление от Пророка Самуила. И вы водворяетесь, частию для учения, частию и для жительства почти в преддверии храма. Любите и вы храм и его служение, питайтесь Духом Живущаго в нем, посредством благоговения и веры. Если тебе падет жребий, хотя только чтением, или пением, или возжением светильника, или уготовлением кадила, служить храму: исполняй cиe с благоговейным вниманием, с усердием, с радостию; вспомни, что одно из сих простых служений образовало некогда светильника Церкви, что служение светильнику Божию засветило в Самуиле пророческий свет. Имеете наставников, учение, книги. Это — сокровище для юности. Но земное учение требует помощи небеснаго Наставника, подобно как семя и прозябение требует солнца, чтобы возрасти и принести плод. «//Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум//» [[old:pr:02:06|(Притч. 2:6)]]. К Нему возводите взор ума, к Нему простирайте воздыхания сердца, когда приступаете к учению, или когда встречаете трудности в учении. К Нему возносите благодарное сердце, когда разумеваете учение и обретаете успех. Наипаче же храните чистоту и непорочность сердца, дабы не затмеваясь входил в душу свет Божий. «//Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху//» [[old:prs:01:04|(Прем. 1:4)]]. «//Блажени чистии сердцем: яко тии//» не только премудрость Божию, но и самого «//Бога узрят//» [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Аминь. //**Слово по освящении храма Святителя Николая в доме Московской духовной Семинарии. (Говорено Ноября 1-го; напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.)**// ===== Лопухин А.П. ===== **и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий** //Светильник Божий// (находившийся в Святилище) //еще не погас,// огонь в лампадах светильника зажигался священниками вечером и горел всю ночь до утра, а утром гасился ([[old:ish:27:21|Исх XXVII:21]]. Ср. [[old:ish:30:07|XXX:7-8]]; [[old:lev:24:02|Лев XXIV:2-4]]). Наблюдение за исправностью лампад светильника, особенно в ночное время, очевидно, возложено было священниками на отрока Самуила, что вынуждало его проводить это время //в храме Господнем, где ковчег Божий,// точнее - в первом (со входа) отделении этого храма, или скинии, т. е. в Святилище. //**Толковая Библия.**// [<10>]