[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 5:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-5 **Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона. Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня** Если ты считаешь место святым оттого, что там лежит закон и пророческие книги, то тебе придется считать святыми и идолов и идольские храмы. Некогда у иудеев случилась война, и азотяне, победив их, взяли ковчег и внесли его в свое святилище. Так неужели их храм стал свят оттого, что в нем был ковчег? Ни в коем случае, но он остался мерзким и нечистым. И это тотчас было доказано на деле. Чтобы враги узнали, что их победа произошла не от слабости Бога, но от беззакония служивших Ему, ковчег, даже взятый в плен, в чужой земле показал свою силу, дважды повергнув идола на землю так, что тот раскололся. Ковчег не только не освятил места, но еще и стал противоборствовать ему. //**Против иудеев.**// ---- И эти дивные чудеса Он совершает не впервые теперь, но издревле и от первых поколений. Все перечислять теперь не время, но я напомню о том, что, как кажется, вполне подобно этому. Во время войны, завязавшейся некогда в Палестине у иудеев с некоторыми иноплеменниками, враги, оставшись победителями и взяв ковчег Божий, как добычу и ее лучшую часть посвятили его одному из местных идолов по имени Дагон. Когда ковчег был внесен, истукан сперва упал и лежал лицом вниз. Но поскольку по этому падению они не уразумели могущества силы Божией, но, подняв, опять поставили идола на свое место, то, придя на следующий день утром, увидели его уже не только упавшим, но полностью разбитым. Ибо его руки, оторванные от плеч, были брошены на порог капища вместе с ногами, а остальная часть истукана растерзанной валялась в другом месте. <...> Поэтому поражается и место, которое могло существовать долгое время, в напоминание каждому из наступающих поколений, что совершающим такие дела по закону положено терпеть такие бедствия, даже если они понесут наказание и не тотчас, как случилось с этим святилищем. //**О Вавиле.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-5 **Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона. Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня** [Господь] устраивает так, чтобы Дагон, которому поклонялись как богу (а это был безмолвный и бесчувственный идол), упал перед ковчегом и показал заблуждение тех, кто ему поклонялся. И Он делает это для того, чтобы иноплеменники научились иному. Они же по безумию снова его поднимают и снова взирают на упавшего. Затем, поступая как полные глупцы и не желая видеть отличного, они на опыте были научены благоразумию, и наученные протрезвели, и отринули опьянение неведения; поэтому они отсылают, как и подобало, ковчег его служителям и, почтив [его] приношениями, проповедуют то, чему научились, и принимающих его научают возвышенному смыслу. //**О провидении.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот** //Пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян// Азот, Геф (ст. 8), Аскалон (ст. 10), Газа, Аккарон [[old:1ts:06:17|(VI:17)]] - филистимские города, расположенные к западу от Иерусалима и Xеврона. //**Толковая Библия.**// [<10>]