[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 8:6 ====== ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== Ст. 6-7 **и не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними** В Книге Царств, когда священник Самуил был, как известно, отвергнут иудейским народом по причине его преклонного возраста, Господь в гневе воскликнул: **Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними**. И в отмщение за это Он воздвиг над ними царя Саула, который теснил их столь тяжкими бедами, топтал и давил гордый народ всякими обидами и наказаниями, - таково отмщение Бога гордецам за осмеяние священника. //**Послания.**// ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== **и не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу** Итак, подобает и вам слушаться вашего епископа и ни в чем ему не противоречить. Ибо страшно противоречить такому [мужу]. Ведь некто будет обманывать не этого видимого [мужа], но вводить в заблуждение Невидимого, Которого никто не может ввести в заблуждение. И этот поступок относится не к человеку, а к Богу. Ибо Бог говорит Самуилу: «Они обманули не тебя, а Меня». //**Послания подлинные.**// ===== Блаж. Августин ===== **и не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу** Некоторым, лишенным терпения, Господь во гневе Своем дарует то, о чем они Его просят. И мы читаем о том, что просили израильтяне и что получили, и о том, как, когда прихоть развращенного народа была удовлетворена, Господь поразил его //весьма великой// язвою (Чис [[old:chis:11:01|11:1]]-[[old:chis:11:34|34]]). И когда они попросили того, Он дал им царя, как о том сказано, по голосу народа, но не голосу Господа. И об этом записано на тот случай, чтобы, если кто в ответ на горячую свою молитву, услышанную свыше, получил желаемое от Господа, а именно то, что куда лучше бы было для него не получить, не слишком много высоко возомнил о себе; и на тот случай, чтобы никто не пал духом и не отчаялся в милости Божией, когда мольбы его не были услышаны, в особенности же когда просил о чём-то, что принесло бы ему больше горести и страдания, когда бы получил то, о чём просил, а не то и приблизил бы свое духовное падение, развращенный непомерным своим процветанием. На все те случаи, когда мы обращаемся с молитвой к Господу, не ведая того, что сами испрашиваем, и не разделяя того, о чем мы воистину должны молить Бога. //**Послания.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу** **И не понравилось слово сие Самуилу**. Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа. Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю [[old:1ts:08:07|(ст. 7-8)]]. К тому же, прося себе царя, евреи выразились: "как у прочих (т. е. языческих) народов". Из дальнейшего, однако, мы видим, что Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого желания может и не противоречить установившейся среди евреев форме Богоправления, так как земной царь теократического государства евреев есть и должен быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного [[old:vtor:17:14|(Втор XVII:14-20)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]