[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 17:17 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 17-18 **и сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их** И как это случилось тогда с благословенными патриархами Исааком и Иаковом, братья возлюбленные, то так же это было явлено и в отце Давида Иессее: когда он отправил сына своего Давида навестить братьев, он, как представляется, выступал прообразом Бога Отца. Иессей послал Давида найти братьев своих, Бог же послал Своего единородного Сына, о Котором написано: //Буду возвещать имя Твое братьям моим// [[old:ps:021:23|(Пс 21:23)]]. Истинно, Христос пришёл взыскать братьев Своих, ибо Он сказал: //Я послан только к погибшим овцам дома Израилева// [[new:mf:15:23|(Мф 15:24)]]. **И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их**. Ефа же, братья мои, есть количество, равное трём модиям, и эти три модия обозначают таинство Троицы. И блаженный Авраам знал это таинство, ибо, когда он удостоился принять это таинство Троицы в лице трёх мужей у дубравы Мамре, он тут же велел [Сарре] замесить три саты лучшей муки. Три саты - это три модия: то же количество по той же причине дал Иессей Давиду. А десять сыров понимать [следует] как десять заповедей Ветхого Завета. Итак, Давид пришёл с тремя мерами и десятью сырами, дабы навестить братьев своих, бывших в сражении, потому, что Христу предстояло придти с десятью заповедями закона и таинством Троицы, чтобы род человеческий освободить от власти дьявола. <...> Итак, Давид пришёл и обнаружил израильтян в долине дуба готовящимися сразиться с филистимлянами, - а истинному Давиду Христу предстояло прийти, чтобы вывести род человеческий из долины греха и слёз. Они расположились строй против строя; находились в долине, потому что груз грехов придавливал их. Они стояли, но не отваживались вступить в бой с противниками. И почему же так? Потому что Давид, образ Христа, ещё не пришёл. Истинно, братья возлюбленные: кто же мог сразиться с дьяволом, прежде чем Христос, Господь наш, освободит род людской от его власти? Вот, имя Давид истолковывается как "крепкий рукою"; а что крепче, братья, Того, Кто победил целый мир оружием креста, а не меча? И более того, сыны Израиля стояли против врагов своих сорок дней. И как есть четыре времени года и четыре страны света, то эти сорок дней обозначают существующую жизнь, в которой христиане не прекращают сражаться с Голиафом и войском его, то есть дьяволом и его ангелами. И ещё, нельзя было бы одержать победу, если бы Христос, истинный Давид, не сошёл со Своим посохом, который есть таинство креста. Да, дьявол свободен был до прихода Христа, братья возлюбленные; но приходом Своим Христос сделал то, что записано в Евангелии: //Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его// [[new:mf:12:29|(Мф 12:29)]]. Потому и пришёл Христос и связал дьявола. //**Проповеди.**// [<10>]