[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 17:48 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 48-49 **когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю** Так давайте и мы возьмем в руки камень, я имею в виду краеугольный, духовный. Ведь если Павлу позволительно рассуждать о камне в пустыне, то, конечно, никто не осудит и нас, когда мы таким же образом воспользуемся этим камнем. Ибо как у иудеев не природа видимого камня, а сила духовного камня произвела те потоки вод, так и Давид не вещественным, а духовным камнем поразил голову иноплеменника, так и мы тогда обещали вам ничего не говорить по [своим] соображениям, //ибо оружия воинствования нашего не плотские//, но духовные, //ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия//([[new:2kor:10:04|2 Кор10:4]]-[[new:2kor:10:05|5]]) ...Один был со всех сторон огражден великим множеством всякого оружия, - а другой, вовсе безоружный, был укреплен верой. Один снаружи блистал панцирем и щитом, - а другой изнутри сиял духом и благодатью. Поэтому отрок победил юношу, безоружный одолел вооруженного, пастух низложил воина, обыкновенный камень пастуха разбил и сокрушил медные доспехи врага. //**Против аномеев.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 48-49 **когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю** Никогда Давид не начинал войну, если его не вынуждали. Мудрость была союзницей его храбрости в сражении. Ведь и против великана Голиафа, идя сразиться один на один, он снимает с себя тяготившее его оружие: сила плеч своих для него более, чем для других оружие. И вот издалека, чтобы сильнее был бросок, всего одним броском камня он поразил врага. //**Об обязанностях священнослужителей.**// ===== Свт. Павлин Милостивый ===== Ст. 48-49 **когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю** В достижении блага всегда вера нужна во Христа.\\ Всё должно совершаться под знаком Всесильного Бога,\\ ибо Бог - это то, что превыше всего.\\ Вера такая побеждает любые оружья.\\ И она была силой,\\ мальчика сделавшей мужем великим:\\ сбросив оружье,\\ гиганта в доспехах камня ударом он поразил. //**Стихотворения.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== Ст. 48-49 **когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю** Итак, братья, давайте вооружимся небесным оружием перед грядущим судом миру: возьмём же щит веры, защитимся шлемом спасения и мечом духовным, //который есть слово Божие// [[new:ef:06:17|(Еф 6:17)]]. И кто оснащён таким оружием, тот и теперешних волнений не боится, и грядущего суда не устрашится, подобно тому как святой Давид под защитой своей набожности сразил мощнейшего Голиафа, который был вооружён, без всякого оружия поверг на землю воинственного мужа, со всех сторон защищённого доспехами, силою одной лишь веры. И хотя святой Давид не надел шлема, не закрылся щитом, не воспользовался копьём, он убил Голиафа. Но убил он его не железным копьём, а мечом духовным: пусть в глазах людей он предстал безоружным, он, тем не менее, был надлежаще вооружён Божественной благодатью. Сам же меч духовный не был собственно мечом, потому что не мечом, а камнем Голиаф был сражён насмерть. В Писаниях же читаем, что образно камнем обозначается Христос, о чём говорит пророк: //Камень, который отвергли строители,, соделался главою угла// [[old:ps:117:22|(Пс 117:22)]]. Итак, когда Голиафа поражает камень, то он низвергается силой Христа. В какую же часть тела попадает камень? Язычник и осквернитель святыни поражён в то место, в котором не было Христа, и смертельный исход обозначается в том месте, где нельзя было найти знака спасения. Ведь хотя Голиаф был отовсюду закрыт доспехами, лоб его был открыт для смерти, потому что не нёс на себе печать Спасителя. Итак, он погибает там, где обнаруживает себя нагим, то есть лишённым благодати Божией. Нет никого, кто не понимает, что всё произошедшее является образом. Ведь Давид тоже пытался облачиться в доспехи, но, поскольку в них столь тяжело и неловко было, что он едва мог передвигаться, он всё с себя снял, что и означает тщетность и избыточность орудий мира сего: человек, избирающий их, не будет иметь беспрепятственного пути на небеса, ибо он будет слишком тяжёл и двигаться будет, петляя. В то же самое время это учит нас тому, что на победу нельзя надеяться только силой оружия, за неё надо молиться во имя Спасителя. //**Проповеди.**// [<10>]