[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 19:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **и злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь** Если мы не имеем добрых дел, Дух улетает от нас. Если же лишимся Духа, то будем хромы и на добрые дела. Ибо, когда Он отступит, приходит нечистый дух, что ясно из [истории] с Саулом. И что из того, если он не мучит нас, как Саула? Он душит нас дурными делами. Поэтому нам нужны гусли Давида, чтобы воспевать душой божественные песни, то есть и песни Давида, и песни добрых дел. А если будем делать только одно из двух и, слушая песнопение, будем противоборствовать псалмопевцу своими делами, как некогда Саул, то и само врачевство обратится нам в осуждение, и безумие станет более опасным. Ибо прежде, чем мы стали слушать, злой демон боится, как бы мы, послушав, не исправились, а когда, выслушав, остаемся теми же, это избавляет его от страха. Поэтому воспоем песнь дел, чтобы изгнать грех, который свирепее демона. //**Гомилии на Послание Римлянам.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 9-10 **и злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь** Без сомнения очевидно, на что указывают загадки этого исторического повествования: Давидом предсказывается Тот, Кто [произойдет] от Давида, а помазанный означает Христа; гусли суть человеческое орудие, а песнь на гуслях - слово, открытое нам Воплотившимся, дело Которого - уничтожить наваждение демонов, чтобы богами народов уже не были демоны. А этот царь, имеющий в себе демонов, когда духи отступают от пения того, кто приспособил для этого музыкальный инструмент, поражает его копьем (копье же есть дерево, вооруженное железом), но копье вместо него принимает в себя стена. Под стеною же мы разумеем земное строение и в нем узнаем то тело, при котором видим древо креста и железо. Но этот Давид, помазанник и царь, не подлежит страданию. Ибо Божество не пригвождается ко кресту гвоздями. //**О названиях Псалмов.**// [<10>]