[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 19:18 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе** Душа совершенная отворачивается от материального, избегает и отвергает всё неумеренное, непостоянное и порочное, не смотрит и не приближается к земному тлению и разложению: она взирает на Божественное, но бежит от материального. Бежать же значит не землю покинуть, а на ней оставаться, держась праведности и воздержанности, сторонясь пороков материальных вещей, а не пользования ими. Святой Давид бежал от лица Саула вовсе не для того, чтобы исчезнуть с земли, но чтобы избежать общения с жестоким, неуправляемым и коварным человеком. Он бежал, устремляясь к Богу, как сам говорит: //К Тебе прилепилась душа моя// [[old:ps:062:09|(Пс 62:9)]]. //**Об Исааке, или О душе.**// ---- Итак, не станем стыдиться бежать, ведь достойно хвалы такое бегство - от лица греха. <...> Вот так и Давид бежал от лица царя Саула, от лица Авессалома. И действительно, этим бегством он обрёл большую праведность, ибо и коварного зломыслителя пощадил, и искал спасения отцеубийце. //**О бегстве от мира.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе** История получения Давидом царства над Израилем вместо Саула - глоток воды чистой для жаждущих. Ибо Давид был смиренным, невинным и кротким изгнанником, который столь долго страдал от несправедливых гонений своего преследователя. И кто бы только, узнав об этом, ни начал учиться чести, невинности и смирению и ни изгнал гордость и зависть из сердца своего, то такой человек получает через эту историю глоток воды чистой для восстановления себя. А он если узнает, что Давид представляет самого Христа и Церковь, а Саул представляет преследовавших их иудеев - преследователями сделавшихся по недостатку веры и по недостатку веры потерявших царство по плоти и в духе, тогда как царствию Христа и Церкви быть вечно, - то через это свое разумение он воспримет уже чашу вина, произведенного из воды. Ибо там, где прежде такой человек читал древнюю повесть о других, он прочтет уже историю не о древнем царе, а о самом себе и о своем царствовании. //**Гомилии на Евангелия.**// [<10>]