[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 21:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою** Так, когда мы стяжаем благоволение Божие, то, хотя бы находились в пустыне, будем жить безопаснее живущих в городах. Ибо помощь Божия есть величайшая защита и стена непреодолимая. А чтобы ты узнал, как находящийся в пустыне может быть безопаснее и могущественнее того, кто живет в городах и пользуется большой помощью людей, давайте посмотрим, как Давид, скитаясь из места в место и проводя жизнь, как странник, был ограждаем вышней дланью. А Саул, который жил в городах, водил за собой столько войска и имел копьеносцев и телохранителей, каждый день трепетал и страшился вражеского нападения. Тот - одинокий, не имея при себе никого другого, не нуждался в человеческой помощи; а этот, будучи облечен в диадему и нося багряницу, имел нужду в его помощи: царь нуждался в пастухе, облеченный в диадему - в простом человеке. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою** Не удивительно, что подобные произволения действительно находят место в Ветхом Завете и иногда святые мужи лгут похвальным или, по крайней мере, заслуживающим прощения способом. И мы видим, что за этим им вверены дела более значительные, а [ложь допускается] потому, что это были начальные времена. В конце концов, они законно услаждались стадами жён и наложниц, и это им не вменялось в грех. Кроме того, они часто проливали кровь своих врагов собственными руками, и это не только не рассматривалось предосудительно, но даже считалось похвальным. Мы видим, что в духе Евангелия всё это категорически воспрещается и ничто из подобного не может совершиться иначе, как будучи тяжким грехом или святотатством. Сходно считаем мы, что никакая ложь, пусть в самом благовидном исполнении, не может использоваться человеком извинительно, не говоря уже о какой-либо похвале, согласно словам Господа: //Но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению// [[new:iak:05:12|(Иак 5:12)]]. Согласен с этим и апостол: //Не говорите лжи друг другу// [[new:kol:03:09|(Кол 3:9)]]. //**Собеседования.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою** //Пребывание Давида в городе Номве. Бегство к одному из филистимских царей - Анхусу// Номва - к северо-востоку от Иерусалима. Можно полагать, что здесь находилась в настоящее время скиния Господня. **К Ахимелеху первосвященнику**: в [[new:mk:02;26|Мк II:26]] при упоминании об этом событии назван Авиафар. Предполагают, что евангелист назвал вместо отца сына, который, за старостью отца, исправлял-де первосвященнические обязанности. Но, имея в виду [[old:2ts:08:17|2 Цар VIII:17]] и [[old:1par:18:16|1 Пар XVIII:16]], нужно отдать предпочтение другому предположению, что как отец, так и сын носили двойное имя: Ахимелех-Авиафар. **И смутился Ахимелех**: отношения между Саулом и Давидом не могли быть, конечно, неизвестны первосвященнику. Приход царского зятя без надлежащей свиты заставил предположить первосвященника, что Давид преследуем и потому небезопасен для тех, кто бы вздумал укрыть его от царя. //**Толковая Библия.**// [<10>]