[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 24:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего** Царь обращается с просьбою к частному человеку; увенчанный короной умоляет изгнанника, упрашивая за детей своих. И то самое, что враг осмелился обратиться с такой просьбой, свидетельствует о добродетели Давида. А что он требовал клятвы, это происходило не от недоверия к характеру Давида, а от мысли о том, сколько зла он сделал ему. **«Кленися ми, яко не искорениши семени моего по мне»**. Врага оставляет попечителем своих детей, и в его руки отдает своих потомков, словами этими как бы взяв их за руки и поставляя Бога посредником. Что же Давид? Посмеялся ли хоть сколько-нибудь над этим? Нисколько; а в ту же минуту согласился на просьбу. И когда Саул умер, он не только не истребил его потомства, но и сделал для него больше, нежели сколько обещал. Хромого и расслабленного голенями сына его он ввел в свой дом, посадил за свой стол и удостоил величайшей почести. И не стыдился этого, не скрывал и не думал, будто царский стол опозорен увечьем отрока; напротив, еще красовался и хвалился этим. И в самом деле, всякий из разделявших с ним трапезу уходил от него с великим уроком великодушия. Видя, что сын Саула, сделавшего Давиду так много зла, пользуется у него такою честью, всякий, хотя бы он был свирепее всех зверей, начинал стыдиться и краснеть за себя, и мирился со всеми врагами. Велико было бы и то, если бы Давид в другом месте дал стол сыну Саулову и назначил ему определенное содержание; но допустить его к собственному своему столу – это уже верх великодушия. Вы, конечно, знаете, как не легко любить детей врагов своих. И что я говорю – любить? (Как не легко) не ненавидеть их, не преследовать. Многие по смерти своих врагов переносят свою ненависть к ним на их детей. Не так поступил великодушный Давид; нет, он и при жизни врага спасал его, и по смерти его перенес свое благорасположение на детей его. Что святее трапезы Давидовой, которую окружали дети врага, и врага-убийцы? Что возвышеннее того пиршества, на которое изливалось так много благословений? Скорее ангел, а не человек, был тот, кто созывал (на это пиршество). И действительно, в этот (ангельский) лик вводит его благоволение и любовь к детям человека, который тысячу раз покушался убить его и до конца жизни сохранил такое расположение. **//Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа третья.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего** Выражение //«созади»// меня, означает будущее время. Так например, говорит Писание: //«кто возвестит»// человеку, что будет //«созади его»// [[old:ekl:10:14|(Еккл. 10:14)]], – то есть после него? И Саул говорит Давиду: **«кленися ми, яко не искорениши семене моего»** созади мене [[old:1ts:24:22|(1 Цар. 24:22)]], – то есть после того, как кончу жизнь, не погубишь потомства моего. **//Письма на разные темы. Докладчику Мартину.//** [<10>]