[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 28:14 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** См. Толкование на [[old:1ts:28:07#svt_filaret_drozdov|1 Цар. 28:07]] ===== Сщмч. Мефодий Патарский ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** Вот почему, когда мы исследуем [значение] «языка», и «перста», и «лона Авраамова», и «лежания», вполне возможно [предположить], что душа с освобождением [от тела] принимает облик, схожий видом с плотным и земным телом. Итак, если где-то повествуется о явлении кого-то из усопших, он созерцается подобно тому виду, который имел, будучи во плоти. Кроме того, и при явлении Самуила, ясно... что в видении он предстает облеченный телом; особенно если мы будем убеждены доказательствами, что сущность души бестелесна и является сама по себе. //**О воскресении.**// ===== Мч. Иустин Философ ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** А существование душ я доказал вам тем, что чревовещательница по требованию Саула вызвала душу Самуила. Но кажется, что и все души таких праведников и пророков подвергались власти тех сил, какая обнаруживается из самих событий в этой чревовещательнице. Во почему Бог через Своего Сына научает нас постоянно стараться быть праведными и при кончине молиться о том, чтобы наши души не подвергались подобной силе. //**Диалог с Трифоном иудеем.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** См. Толкование на [[old:1ts:28:11#prp_anastasij_sinait|1 Цар. 28:11]] ===== Блаж. Августин ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** Почему же богач в аду возопил о капле воды? И отчего святой Самуил явился после своей смерти одетым в свою обычную одежду? Желал ли богач восстановить душу свою из руин от капли воды на персте Лазаря? Или, может быть, второй покинул жизнь в одеждах? Итак, в первом случае имело место истинное страдание, причинявшее боль душе, но не плоти, которой понадобилась бы пища. А второй мог выглядеть одетым, но уже не как подлинная плоть, а как сама душа, внешне напоминающая одетое тело. Ибо, хотя душа простирается и сжимается сообразно членам тела, она не приспосабливается таким же образом к одежде, чтобы теперь также через нее принять форму. //**О природе и происхождении души.**// ---- Я не нахожу возражений к утверждению о том, что каждый дух имеет отдельное тело, когда покидает плоть; и, следовательно, дух всегда имеет тело для оживления и переходит в него сообразно возникающей необходимости появиться в каком-либо месте. И ведь невозможно перечислить ангелов иначе как по телам, как говорит о том сама Истина в Евангелии: //Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов//?[[new:mf:26:53|(Мф 26:53)]]. И кроме того, известно, что Самуила видели во плоти, когда он восстал по просьбе Саула. И со всей определенностью из Евангелия явствует, что Моисей, тело которого погребено было, явился беседующим с Господом на высокой горе. //**Послания.**// ===== Тертуллиан ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** Вот, и сегодня последователи еретика Симона столь уверены в своём искусстве, что берутся возвращать души пророков из самого ада. И это, думаю я, потому, что сила их заключается в способности обманывать. Эта же сила позволила ворожее из Аэндора возвратить душу Самуила после того, как Саул напрасно вопрошал Бога. Вне этого эпизода Бог воспретил нам верить, что какая-либо душа, и уж никак не пророка, может быть вызвана демоном. Мы научены тому, что //сам сатана принимает вид ангела света// [[new:2kor:11:14|(2 Кор 11:14)]], и ещё легче - вид человека света; и что в конце он совершит великие знамения и явит себя Богом, настолько, чтобы //прельстить, если возможно, и избранных// [[new:mf:24:24|(Мф 24:24)]]. Он, в ком обитал дьявол, не стал мешкать и объявил Саулу, что он - пророк [Самуил]. Не думай, что дух, явивший призрак, отличался от того, который заставил Саула ему поверить. Тот же дух был в волшебнице из Аэндора и в отступнике Сауле, так что ему легко было принять ложь, в которую он уже верил. Истинно, сокровище Саула там, где было его сердце и где совершенно точно не было Бога. Итак, он видел только дьявола, и через него, как он верил, он видел Самуила - ведь он верил в духа, явившего ему призрак. //**О душе.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился** См. Толкование на [[old:1ts:28:13#lopuxin_ap|1 Цар. 28:13]] [<10>]