[<10>] ====== Толкования на 1 Цар. 30:11 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 11-17 **и нашли Египтянина в поле, и привели его к Давиду, и дали ему хлеба, и он ел, и напоили его водою; и дали ему часть связки смокв и две связки изюму, и он ел и укрепился, ибо он не ел хлеба и не пил воды три дня и три ночи. И сказал ему Давид: чей ты и откуда ты? И сказал он: я - отрок Египтянина, раб одного Амаликитянина, и бросил меня господин мой, ибо уже три дня, как я заболел; мы вторгались в полуденную часть Керети и в область Иудину и в полуденную часть Халева, а Секелаг сожгли огнем. И сказал ему Давид: доведешь ли меня до этого полчища? И сказал он: поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего, и я доведу тебя до этого полчища. и он повел его; и вот, Амаликитяне, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по причине великой добычи, которую они взяли из земли Филистимской и из земли Иудейской. и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей, которые сели на верблюдов и убежали** Бедные и хворые, слепые и хромые, когда их призывают, приходят, потому что слабые и отверженные мира сего часто быстрее слышат глас Божий, ибо в этом мире нет у них того, что их услаждает. Отрок египтянин у амаликитян - хороший тому пример. Когда амаликитяне грабили и передвигались, он оставлен был на дороге больным, бледневшим от голода и жажды. Давид, обнаружив его, дал ему есть и пить, и, как только он ожил, тут же стал проводником Давида, нашёл предававшихся веселью амаликитян и храбро пошёл на народ, бросивший его больным. Амаликитяне истолковываются как «лакающий народ». И что же это означает, как не сердца, привязанные к земному? Гоняясь за земными [вещами], они словно бы лакают их, находя удовольствие лишь в вещах преходящих. Народ лакающий совершает, можно так сказать, грабёж, когда из любви к земному он извлекает выгоду из чужих потерь. Отрок египтянин оказывается оставленным на дороге и больным, потому что грешники, как только начинают слабеть от положения в этом мире, быстро становятся отвергнутыми мирскими умами. Давид нашёл его, накормил и напоил, потому что Господь рукою крепкою (если приложить к Нему значение имени Давида) не отвергает то, что отверг этот мир. Он часто берёт под благодать Своей любви тех, в ком недостаточно сил, чтобы угнаться за миром, и кто, скажем так, оставлен на дороге, - им Он подаёт пищу и питие Своего Слова. Он будто бы избирает их Своими проводниками по дороге, когда делает их Своими проповедниками. И когда они доносят Христа до сердец грешников, то словно бы ведут Давида на врага и, подобно Давиду, обрушиваются на предающихся веселью амаликитян с мечом, потому что силой Господа они опрокидывают гордецов, которые отвергли их в этом мире. //**Гомилии на Евангелия.**// [<10>]