[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на 2-ю книгу Маккавейскую ====== ===== Лопухин А.П. ===== Известная под именем //2-ой Маккавейской// — книга сама заявляет себя, как //краткое начертание// или изложение //пяти книг// некоего //Иасона Киринейского// [[old:2mak:02:24|(II:24)]] — в их повествовании //«о делах Иуды Маккавея и братьев его…»//, а также //«о войнах против Антиоха Епифама и против сына его Евпатора…»//. Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из коих 1-я [[old:2mak:03:01|(III:1]]–[[old:2mak:10:09|X:9)]] повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и Антиохе Епифане, а 2-я [[old:2mak:10:10|(X:10]]–[[old:2mak:15:start|XV)]] — о событиях при сыне его Антиохе Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. = 161 г. до Р. Х.). Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма Палестинских Иудеев к Египетским [[old:2mak:01:01|(I:1]]–[[old:2mak:02:19|II:19)]], а также вставлены 2 кратких замечания автора — одно в начале (после писем, [[old:2mak:02:20|II:20–33]]), и другое — в конце [[old:2mak:15:37|(XV:37–39)]] труда. Так как начальные события книги [[old:2mak:03:start|(III-я глава)]] имели место в последний или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р. Х., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает своим повествованием исторический период в 15 лет (176–161 г. до Р. Х.). Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также входит, как часть, — в чем сходствует и в чем представляет особенности и различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем пополняется им? По сравнению с 1-й Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха Епифана [[old:1mak:01:10|(1 Мак I:10)]], — вторая Маккавейская книга захватывает несколько более ранних событий [[old:2mak:03:01|(III:1;]] [[old:2mak:04:06|IV:6)]] и более подробно описывает бедствия Иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона ([[old:1mak:04:07|1 Мак IV:7]]–[[old:1mak:07:42|VII:42]] = [[old:2mak:01:10|2 Мак I:10–64]] ст.) С VIII гл. рассказ идет параллельно 1 Мак III–VII гл. с некоторыми более или менее значительными и важными отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях книги, — а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям. //Личность и жизнь Иасона Киринейского// мало известны. От его отечества //Кирены// — можно только заключить, что он был //иудей-еллинист//, и что его 5 книг истории написаны были на //греческом наречии//. Столь же мало сведений можно дать о сократителе его труда — //писателе 2-й Маккавейской книги//. Представляется вероятным лишь, что он, также эллинист, незнаком был с 1-й Маккавейской книгой, хотя мог собирать материалы для своей истории в Палестине, как показывают многие народные Иудейские предания, нашедшие место в его труде. //О времени написания книги// удается отчасти заключить из [[old:2mak:01:10|I:10]], что она написана не //раньше// 188 г. э. Сел. = 124 г. до Р. Х., но когда именно, с точностью определить нельзя, во всяком случае до пресечения Маккавейской династии и взятия Иерусалима Помпеем (63 г. до Р. Х.). Благодаря в особенности трогательному и поучительному повествованию своему о страданиях за веру 7 братьев-«Маккавеев» с их матерью и учителем, книга пользовалась большим вниманием и уважением древних церковных писателей и проповедников (Клим. Алекс, Ориген, Иероним, Августин и др.), хотя и не почиталась каноническою. [<10>]