[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 1:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-12 **И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь Бог его был с ним, и вознес его высоко. И приказал Соломон собраться всему Израилю: тысяченачальникам и стоначальникам, и судьям, и всем начальствующим во всем Израиле - главам поколений. И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне. Ковчег Божий принес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме. А медный жертвенник, который сделал Веселеил, сын Урия, сына Орова, оставался там, пред скиниею Господнею, и взыскал его Соломон с собранием. И там пред лицем Господа, на медном жертвеннике, который пред скиниею собрания, вознес Соломон тысячу всесожжений. В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе. И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царем вместо него. Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим? И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя** (Ср. [[old:3ts:03:start|3 Цар III]]). //Жертвоприношение Соломона в Гаваоне// [[old:2par:01:01|(1-6)]] и [[old:2par:01:07|(7–12)]] рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и [[old:3ts:03:04|(3 Цар III:4–15)]], и передают их существенно сходно с 3 Царств. Отличия — частные, обозначающие или особый стиль свящ. писателя Паралипоменон, или же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец, восполняющие повествование 3 Царств новыми чертами. Так, в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон [[old:2par:01:02|(ст. 2)]] указано, что Соломона в его паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники народа (чего не сказано в [[old:3ts:03:04|3 Цар III:4]], ср. однако там же [[old:3ts:03:15|ст. 15]]), что, без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при перенесении ковчега в храм и освящении последнего [[old:3ts:08:01|(3 Цар VIII:1]] — [[old:2par:05:02|2 Пар V:2)]]. Затем, если в [[old:3ts:03:04|(3 Цар III:4)]] сказано общее: «там (в Гаваоне) был главный жертвенник» (собственно: «высота», евр. бама ), то в [[old:2par:01:03|(ст. 3–5)]] рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано, что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева ([[old:2par:01:03|ст. 3]], ср. [[old:ish:40:18|Исх XL:18]]); что 2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же художником Веселиилом жертвенник ([[old:2par:01:05|ст. 5]], ср. [[old:ish:27:01|Исх XXVII:1]] след., [[old:ish:38:01|XXXVIII:1]] д.), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжений [[old:2par:01:06|(ст. 6)]], и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириаф-Иарима (ср. [[old:1ts:07:01|1 Цар VII:1]]) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О последнем рассказывается во [[old:2ts:06:start|2 Цар VI]], особ. [[old:2ts:06:17|(ст. 17)]] (см. Толков. Библию, т. II. Спб. 1905, с. 424–425), а также в [[old:1par:15:start|1 Пар XV]] и [[old:1par:16:start|XVI]] гл. Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее священными принадлежностями подтверждается свидетельством [[old:3ts:08:04|(3 Цар VIII:4)]] (см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков. Библию, т. II, с. 317–318 и 450–451. О положении Карифиарима [[old:nav:09:17|(Нав IX:17]]; [[old:ier:26:20|Иер XXVI:20)]] иначе Ваала Иудина [[old:2ts:06:02|(2 Цар VI:2]]; [[old:nav:15:09|Нав XV:9]], [[old:nav:15:60|60)]] см. Толков. Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596, ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима) в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб. Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа Богу на высотах, как сказано в [[old:3ts:03:02|(3 Цар III:2)]] (Толк. Библия II, с. 450): различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно избираемых (см. там же, с. 439). К числу последних, преступных с точки зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот причина, почему свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает здесь о служении на «высотах». Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Паралипоменон от 3 Царств в рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону чрезвычайная мудрость в [[old:3ts:03:09|(3 Цар III:9]], [[old:3ts:03:12|12)]] обозначается конкретно: «сердце мудрое и разумное», евр. //лев хакам венабон,// а во [[old:2par:01:09|(2 Пар I:9)]] абстрактно: «мудрость и знание», евр. //гахокма вегамадда//. Абстрактное представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн. Паралипоменон (//мадда// принадлежит позднейшему гебраизму встречается в [[old:dan:01:04|Дан I:4]], [[old:dan:01:17|17]]). [<10>]