[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 11:13 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-17 **И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов, ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих. И укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года, потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года** //Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского// Краткое сообщение [[old:3ts:12:31|(3 Цар XII:31)]] о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь [[old:2par:11:13|(ст. 13–15)]] распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились — частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове [[old:iez:44:10|(Иез XLIV:10–14)]], — нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь [[old:2par:11:15|(ст. 15)]] назван, кроме собственного имени, еще именем //сеирим//, LXX: μάταια, Vulg.: daemonia. Русск. синод. перевод передает еврейское название буквально: козлы, но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать //сеирим// в смысле идолов или же злых духов (ср. [[old:ish:13:21|Ис XIII:21]]; [[old:ish:34:14|XXXIV:14]]). См. у проф. Ф. Г. Елеонского. История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней. Спб. 1884, с. 136–140; у //А. Глаголева//. Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев, 1900, с. 591–595. О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов [[old:2par:11:16|(ст. 16–17)]], говорится и в [[old:3ts:12:27|(3 Цар XII:27–28)]], причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» [[old:2par:11:17|(ст. 17)]] продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. [[old:3ts:14:22|3 Цар XIV:22–24]]) и в Иудее началось идолослужение (ср. [[old:2par:12:01|2 Пар XII:1]]). Сн. Толков. Библия т. II, с. 476. [<10>]