[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 14:9 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-15 **И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц и дошел до Мареши. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши. И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне. И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали Ефиопляне, так что у них никого не осталось в живых, потому что они поражены были пред Господом и пред воинством Его. И набрали добычи великое множество. И разрушили все города вокруг Герара, потому что напал на них ужас от Господа; и разграбили все города и вынесли из них весьма много добычи. Также и пастушеские шалаши разорили и угнали множество стад мелкого скота и верблюдов и возвратились в Иерусалим** //(евр. 8–14). Нашествие Зарая и блистательная победа Асы над ним// Под именем «Зарай Ефиоплянин», евр. Zerach Kuschi, LXX: Ζαρέ ό Αίθιοψ, Vulg.: Zara Aethiops, обыкновенно разумеют Озоркона, фараона Египетского из XXII-ой династии, преемника известного Сусакима или Шишака [[old:3ts:14:25|(3 Цар XIV:25–26]]; [[old:2par:12:02|2 Пар XII:2–12)]]. Что кушиты и Зарай были из Египта, вообще из Африки, а не из Азии, видно из того, что по [[old:2par:16:08|(2 Пар XVI:8)]] в походе принимали участие и теперь, как при Сусакиме [[old:2par:12:03|(2 Пар XII:3)]], не только ефиопляне, но ливияне, имевшие множество военных колесниц [[old:2par:16:08|(2 Пар XVI:8)]]. За египетское местожительство неприятеля говорит и то, что по [[old:2par:14:14|(2 Пар XIV:14)]] при бегстве разбитые враги устремились через Герар — город на южной границе Xанаана [[old:gen:20:02|(Быт XX:2]]; [[old:gen:26:01|XXVI:1)]], через который уже Авраам и Исаак направлялись в Египет (ср. Onomast. 344). Египетские памятники, сохранившие известие о походе Шишака-Сусакима, не упоминают о походе Зарая-Озоркона. Но самое имя Озоркон (у Манефона — Озортон или Озортос) прочитано на египетских памятниках египтологами Шамполлионом, Лепсиусом и др., как имя фараона XXII династии, сына Шишака. В пользу отожествления Озоркона и Зарая говорит не только хронологическое совпадение, но и ливийское происхождение XXII-ой, так наз. Бубастийской, египетской династии: отсюда понятно нарочитое упоминание во [[old:2par:16:08|(2 Пар XVI:8)]] о ливиянах. — Решительное сражение между иудеями и врагами произошло при укрепленном Ровоамом городе Мареше ([[old:2par:14:09|ст. 9]] и [[old:2par:14:10|10]]; ср. [[old:2par:11:08|2 Пар XI:8]] и примеч. к этому м.) и окончилось, благодаря чудесной помощи Божьей ([[old:2par:14:12|ст. 12]], ср. [[old:2par:13:15|XIII:15]]), полным поражением египтян; а иудеи захватили при этом богатую добычу [[old:2par:14:13|(ст. 13–15)]]. Цефата — долина близ города Мареши (Vulg.: in valle Sephata, quae est juxta Maresa). LXX читали иначе, вм. евр. Цефата — другое слово цефона к северу, и передали: 'εν τή φαράγγι κατά Βορραν Μαρησά, слав.: в дебри на север Мариса. Возможно, что чтение LXX-ти — нарицательное — ближе передает мысль еврейского подлинника. Во всяком случае долина Цефата совершенно отлична от города или Xорма Цефат [[old:nav:12:14|(Нав XII:14]]; [[old:sud:01:17|Суд I:17)]], лежавшего тоже в пределах Иудина колена (Onomast. 445, 863. Толков. Библия т. II, с. 326 и 376), теперь Себет. [<10>]