[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 15:8 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 8-19 **Когда услышал Аса слова сии и пророчество, сына Одеда пророка, то ободрился и изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним. И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним. И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы; и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч; и вступили в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей; а всякий, кто не станет искать Господа Бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина. И клялись Господу громогласно и с восклицанием и при звуке труб и рогов. И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон. И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что она сделала истукан для дубравы. И ниспроверг Аса истукан ее, и изрубил в куски, и сжег на долине Кедрона. Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его. И внес он посвященное отцом его и свое посвящение в дом Божий, серебро и золото и сосуды. И не было войны до тридцать пятого года царствования Асы.** //Благочестивая ревность Асы по благоустроению культа Иеговы// Пророческая речь ободрила Асу и подвинула его к ревности о славе Иеговы, к обновлению всенародного завета с Иеговой и истреблению сохранявшихся от прежних царей принадлежностей идолослужения. В [[old:2par:15:08|ст. 8]] по евр. масор. тексту читается: (услышал Аса эти слова и пророчество) Одеда, LXX: Άδάδ, так что некоторые полагают, что упомянутое впечатление произвело на Асу пророчество не Азарии, а Одеда ([[old:2par:15:01|ст. 1]]), отца его «можно предположить, — говорит проф. Гуляев (с. 530), — что здесь, кроме слова Азарии, разумеется еще какое-то, в свое время известное, пророчество отца его Годеда». Но гораздо естественнее видеть здесь указание на пророчество, только что изложенное, ([[old:2par:15:01|ст. 1–7]]) Азарии, сына Одеда. Многие кодексы LXX, как: XI, 52, 55, 60, 64, 71, 119, 121, 158, 243 (у Гольмеса), действительно, вставляют в [[old:2par:15:08|ст. 8]] имя Азарии; так — Сирск. и Вульгата: prophetiam Azariae, filii Oded propheti, ср. слав.-русск. Двукратная победа иудеев: при Авии над израильтянами, и при Асе — над египтянами привлекла в Иудею многих израильтян на жительство ([[old:2par:15:09|ст. 9]]). Внутренним последствием пророческой проповеди была вся деятельность Асы по обновлению жертвенника ([[old:2par:15:08|ст. 8]]), по восстановлению завета верности Иегове с обязательством налагать херем или теократическую казнь на отступников ([[old:2par:15:12|ст. 12–14]]; ср. [[old:vtor:13:start|Втор XIII гл.]]), по организации величественных жертвоприношений ([[old:2par:15:11|см. 11]]) и торжественных религиозных празднеств ([[old:2par:15:14|14–15 ст.]]). Об этом всем в 3 Цар прямо не сказано. [<10>]