[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 19:4 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 4-7 **И жил Иосафат в Иерусалиме. И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их. И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.** //Поставление Иосафатом судей в провинциальных городах Иудеи// Вместо обычного обозначении пределов всей Палестины с севера на юг //«от Дана до Вирсавии»// ([[old:2ts:17:11|2 Цар XVII:11]]; [[old:sud:20:01|Суд XX:1]]), здесь ([[old:2par:19:04|ст. 4]]) для территории одного южного, Иудейского царства употреблено другое выражение //«от Вирсавии// (на юге) //до горы Ефремовой»// (на севере). По закону Второзакония ([[old:vtor:16:18|XVI:18]]. См. Толков. Библия I), поставление судей в провинциальных городах относилось к области местного самоуправления: судьи избирались самим местным населением. Иосафат, по-видимому, заменил выборное начало системой назначения судей властью царя (ср. //проф. Гуляева,// с. 539). При этом увещания царя к новопоставленным им судьям составлены в выражениях, заимствованных из той же книги Второзакония (ср. [[old:2par:19:06|ст. 6–7]] с [[old:vtor:01:17|Втор I:17]]; [[old:vtor:10:17|X:17]]). Благочестивый царь в основу предпринятой реформы кладет начало закона Божьего. Бюрократическая система управления страной введена была уже Давидом ([[old:2ts:08:16|2 Цар VIII:16–18]]; Толков. Библия I) и при Соломоне получила весьма сложное развитие ([[old:3ts:04:02|3 Цар IV:2]] — Толков. Библия II). Реформа Иосафата была вызвана, вероятно, частью теми крупными изменениями в укладе древнееврейской жизни, которые связаны были с совершившимся при прадеде Иосафата Ровоаме фактом разделения единого дотоле еврейского царства на два: Иудейское и Израильское, — частью же могли обусловливаться ходом внутреннего развития народа и страны: законы Моисеевы относительно гражданского устройства еврейского народа отнюдь не имели ввиду сразу и навсегда определить весь уклад народной жизни, напротив, законодатель предоставил полную и широкую возможность самой жизни вырабатывать, по мере надобности, новые формы. Поэтому нет ничего естественнее религиозно-правовой реформы царя Иосафата, и совершенно беспочвенными являются сомнения некоторых западных библеистов (Graf, Wellhausen, Stade, см. у последнего в его Geschichte des Volkes Israel, Bd. I, s. s. 18, 81–83, сн. //W. Nowack,// Lehrbuch der bibl. Archaologie Bd. I, s. 323) в исторической достоверности этого рассказа [[old:2par:17:start|2 Пар гл. XVII]] и [[old:2par:19:start|XIX]], как и других сообщений Паралипоменон, которые не подтверждаются параллельными известиями книг Царств. [<10>]