[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 21:12 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 12-15 **И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского, а пошел путем царей Израильских и ввел в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, еще же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил, за то, вот Господь поразит поражением великим народ твой и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое, тебя же самого - болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день.** Обличительное письмо пророка Илии к Иораму иудейскому дало повод к большим недоумениям и породило различные экзегетические догадки — ввиду того, что, по обычному мнению, — прямо в тексте библейском, впрочем, необоснованном, — вознесение пророка Илии на небо ([[old:4ts:02:01|4 Цар II:1–11]]) произошло еще при Иосафате. Для устранения этой представляющейся несообразности древние раввины полагали, что письмо было прислано уже умершим пророком с неба, через ангела; другие (Кимхи, Буддей, Михаэлис, Дерезер, Кейль) высказывали догадку, что пророк Илия еще при жизни — по предвидению — написал обличительное письмо к Иораму и вручил его на хранение одному из учеников своих, который в свое время послал его по назначению. Гроций, напротив, полагал, что Иорам получил письмо Илии лишь в видении, а Клерик допускал ошибку в библейском тексте [[old:2par:21:12|ст. 12]]: имя Илии, по нему, внесено позже вместо первоначального имени Елисея. Но во всех этих довольно шатких и рискованных предположениях едва ли есть действительная нужда: возможно, что пророк Илия был еще жив в самом начале царствования Иорама иудейского — в хронологии царствования последнего предположение это не встречает затруднений (ср. замеч. к [[old:4ts:01:17|4 Цар I:17]]; в Толков. Библии II), год же вознесения пророка Илии неизвестен (см. у //Г. К. Властова//. Священная летопись. Том четвертый. Часть II. Спб. 1893, с. 91). Что пророк Илия не является к Иораму иудейскому лично (как являлся к царям израильским Ахаву и Охозии), а пишет ему письмо, это понятно само собой: пророк Илия жил и действовал только в царстве Израильском и даже в момент гонений на него не переселялся на сколько-нибудь продолжительное время в Иудею. Что касается содержания письма, то пророк обличает царя иудейского в двух преступлениях: **1)** в измене Иегове и введении народа в грех идолослужения (ст. 12–13а, см. [[old:2par:21:11|ст. 11]]), и **2)** в братоубийстве (ст. 13б, см. [[old:2par:21:04|ст. 4]]), и соответственно этому, предрекает ему с его домом и народом двойное наказание: **1)** великое поражение народу и семье Иорама ([[old:2par:21:14|ст. 14]]) и **2)** ужасную, хроническую, неизлечимую, смертельную болезнь внутренностей самому Иораму ([[old:2par:21:15|ст. 15]]). Обе части пророчества исполнились во всей точности. [<10>]