[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 25:17 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 17-24 **И посоветовался Амасия, царь Иудейский, и послал к Иоасу, сыну Иоахаза, сына Ииуева, царю Израильскому, сказать: выходи, повидаемся лично. И послал Иоас, царь Израильский, к Амасии, царю Иудейскому, сказать: терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но прошли звери дикие, которые на Ливане, и истоптали этот терн. Ты говоришь: вот я побил Идумеян, - и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою. Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском. И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой. И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей; и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию.** //Война Амасии с Иоасом израильским поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца// Сн. [[old:4ts:14:08|4 Цар XIV:8–14]]. См. Толков. Библию т. II. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому ([[old:2par:25:17|ст. 17]]) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. [[old:2par:25:20|Ст. 20]]: //«так как от Бога это…»// — это замечание 2 Пар, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира ([[old:2par:25:14|ст. 14]] и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона [[old:ish:14:04|Исх XIV:4]] и др., или в отношении неразумия Ровоама [[old:3ts:12:15|3 Цар XII:15]]. См. Толков. Библию т. II. Сильнее и, кажется, слишком резко выражает мысль свящ. писателя 2 Пар Иосиф Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» (Древн. IX, 9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учения о судьбе (ср. //Г. Скарданицкого// . Фарисеи и Саддукеи… Киев, 1905, с. 79 и д.). О положении Вефсамиса ([[old:2par:25:21|ст. 21]]). См. замеч. к [[old:nav:15:10|Нав XV:10]] и к [[old:4ts:14:13|4 Цар XIV:13]]. Толков. Библия т. I, II. О положении в древнем Иерусалиме ворот Ефремовых и Угольных, см. Толков. Библию II, 513. В [[old:2par:25:23|23]] дед Амасии назван Иоахазом — в принятом тексте евр. (Jehoachaz), LXX (Ίοαχάζ), Vulg. (Ioachaz) и русск. синод.; между тем, всюду в 4 Царств и во 2 Пар, исключая лишь [[old:2par:21:17|XXI:17]] (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (сн. замеч. к [[old:2par:21:17|XXI:17]], 2 Пар). В евр. код. 117, 188, 224 у Кенник. и 31, 196, 737 у Росси стоит имя Охозия равно и в греч. код. 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь, как и в [[old:2par:21:17|2 Пар XXI:17]], случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз). Ср. у //проф. Гуляева,// с. 551. Овед-Едом, слав.: //Авдедом,// — вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому при первоначальном разделении обязанностей левитов был вверен надзор за сокровищами храма [[old:1par:26:15|1 Пар XXVI:15]] (//Гуляев,// там же). [<10>]