[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 32:4 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды** См. Толкование на [[old:2par:32:02#prp_maksim_ispovednik|2 Пар. 32:2]] =====Лопухин А.П.===== **И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды** Царств, упомянув, согласно со 2 Пар, об осаде крепостей Сеннахиримом далее говорит ([[old:2par:32:14|ст. 14]]), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил ([[old:2par:32:14|ст. 14–16]]), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Пар не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Цар, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского ([[old:2par:32:05|ст. 5]]), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян — посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, напр., Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало, [[old:ps:045:05|Пс XLV:5]]; по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе //«поток// (евр.// нахал// ), //протекавший по стране»// ([[old:2par:32:04|ст. 4]]), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом ([[old:2par:32:30|ст. 30]]), Силоамом и др. (О положении Гиона — Силоама см. примеч. к [[old:3ts:01:33|3 Цар I:33]]: Толков. Библия II). Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме [[old:2par:32:03|2 Пар XXXII:3–4]], и другие библейские свидетельства: [[old:4ts:20:20|4 Цар XX:20]]; [[old:is:22:09|Ис XXII:9–11]]; [[old:prsir:48:19|Сир XLVIII:19]]. С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см Толков. Библию II, с. 523). Другим важным предприятием Езекии — в оборонительных же целях — было ([[old:2par:32:05|ст. 5]]) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (сн. [[old:3ts:03:01|3 Цар III:1]]; [[old:3ts:09:15|IX:15]]) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией ([[old:2par:33:14|2 Пар XXXIII:14]]), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот ([[old:neem:03:01|Неем III:1]]; [[old:neem:12:39|XII:39]]; [[old:zah:14:10|Зах XIV:10]]; [[old:ier:31:37|Иер XXXI:37]]; см. «Богословская Энциклопедия». Спб. 1906, т. VI, с. 450 и д.). Об укрепленном Езекиею Милло ([[old:2par:32:05|ст. 5]]), см. примеч. к [[old:3ts:09:15|3 Цар IX:15]]; Толков. Библия II. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме. Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая ([[old:2par:32:07|ст. 7]]), подобно пророку Елисею ([[old:4ts:06:16|4 Цар VI:16]]), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его, и выражая ([[old:2par:32:08|ст. 8]]), подобно пророку Исаии ([[old:is:31:03|Ис XXXI:3]]), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. [[old:ier:17:05|Иер XVII:5]]). В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима ([[old:2par:32:09|ст. 9–19]]) различается, с одной стороны, устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями ([[old:2par:32:10|ст. 10–16]]) и, с другой стороны, — письма ассирийского царя в Иерусалим ([[old:2par:32:17|ст. 17–19]]). Но и то и другое, в существенном, совпадает с изложенной в 4 царств ([[old:4ts:18:19|XVIII:19–25]], [[old:4ts:18:27|27–35]]) речью Рабсака (см. Толков. Библию т. II, стр. 522–524), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении. См. также Толкование на [[old:2par:32:01#lopuxin_ap|2 Пар. 32:1]] [<10>]