[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 33:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-9 **Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно; и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его. И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек; и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея. Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.** //(Сн. [[old:4ts:21:start|4 Цар XXI]] гл.)// //Цари иудейские: 14-й — Манассия и 15-й — Амон// //Время воцарения и продолжительность царствования Манассии; общий — нечестивый — характер первой половины его царствования; смешение истинного богопочтения с идолослужением// Сн. [[old:4ts:21:01|4 Цар XXI:1–16]]; Толков. Библия т. II. — //«На обоих дворах дома Господня»// ([[old:2par:33:05|ст. 5]]), т. е. внешнем и внутреннем (см. примеч. к [[old:3ts:06:36|3 Цар VI:36]]; Толков. Библия II). В [[old:2par:33:06|ст. 6 2 Пар]] прибавлено (в сравнении со [[old:4ts:21:06|ст. 6 4 Цар]]): //«в долине сына Енномова»// . LXX: έν γε (гe — непереведенное евр. слово, означ. «долина») Βενεννόμ, Vulg.: in valle Benennom, слав.: //во удоли Веенн**о** мли//. — Высшим проявлением религиозного синкретизма Манассии было поставление резного идола Астарты в самом храме ([[old:2par:33:07|ст. 7]]), причем одновременно, по-видимому, был вынесен из Святого Святых Ковчег Завета, водворенный туда обратно уже при внуке Манассии, благочестивом Иосии [[old:2par:35:03|2 Пар XXXV:3]]. Некоторые исследователи на основании загадочной речи пророка Иеремии, [[old:ier:03:16|III:16]], признают даже вероятным, что Манассия уничтожил Ковчег Завета, но [[old:2par:35:03|2 Пар XXXV:3]], очевидно, предполагает его существование в царствование Иосии (см. у //проф. А. Смирнова,// Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его. Прибавл. к изд. Твор. св. отцов в русск. переводе 1887 г., ч. 40, с. 217). Выражением того же широкого религиозного синкретизма Манассии было введение им — также в храм Соломонов — ассирийского культа светил ([[old:2par:33:05|ст. 5]]). С последним связывают проникновение при Манассии в Иудею вавилонской мифологии, космогонии и космологии (см. там же, с. 221–224). Такая измена царя и народа иудейского религии Иеговы неизбежно должна была вести за собой гибель царства Иудейского, как об этом ясно говорили современные Манассии пророки ([[old:2par:33:10|ст. 10]], [[old:2par:33:18|18]], сн. [[old:4ts:21:10|4 Цар XXI:10–15]]). Но обличения эти не только не производили желаемого действия на царя и народ ([[old:2par:33:10|ст. 10]]), но и вызвали со стороны первого кровавые преследования пророков ([[old:4ts:21:16|4 Цар XXI:16]]). [<10>]