[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 35:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-6 **И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца. И поставил он священников на местах их, и ободрял их на служение в доме Господнем, и сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу: поставьте ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу Богу нашему и народу Его Израилю; станьте по поколениям вашим, по чередам вашим, как предписано Давидом, царем Израилевым, и как предписано Соломоном, сыном его, и стойте во святилище, по распределениям поколений у братьев ваших, сынов народа, и по разделению поколений у левитов, и заколите пасхального агнца, и освятитесь, и приготовьте его для братьев ваших, поступая согласно со словом Господним чрез Моисея.** //(сн. [[old:4ts:23:21|4 Цар XXIII:21–30]])// //Празднование Пасхи при Иосии по закону Иеговы и по уставам Давида и Соломона// Празднованию Пасхи при Иосии в 4 кн. Царств посвящено всего 3 стиха ([[old:4ts:23:21|XXIII:21–23]]); во 2 Пар оно изложено с великой подробностью, ст. [[old:2par:35:01|1–19]], которая вполне отвечает отмеченной обеими книгами исключительной торжественности этого праздника при Иосии (по [[old:4ts:23:21|ст. 21 4 Цар]] //«не была совершена такая Пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских»// по [[old:2par:35:17|ст. 17 2 Пар]] //«не была совершаема Пасха такая у Израиля от дней Самуила, пророка, и из всех царей Израильских ни один не совершал такой Пасхи, какую совершил Иосия»//. Конечно, настаивать на строго буквалистической точности этих замечаний в приложении ко всей предшествующей истории Израиля нет надобности). Большая подробность рассказа 2 Пар выражается уже в указании, [[old:2par:35:01|ст. 1]], дня совершения Пасхи: 14-го нисана, т. е. в день, назначенный для того законом Моисеевым ([[old:ish:12:06|Исх XII:6]]; [[old:lev:23:05|Лев XXIII:5]]; [[old:chis:23:16|Чис XXIII:16]]). Затем сюда относится произведенное Иосией упорядочение черед священнических и левитских ([[old:2par:35:02|ст. 2]], [[old:2par:35:04|4–5]]) и распоряжение левитам о поставлении ковчега завета на его место в храме ([[old:2par:35:03|ст. 3]]). «Но должно спросить, — замечает блаж. Феодорит, — каким образом, тогда как ковчег завета был внутри во святом святых, Иосия указал левитам освятиться, чтобы поставить святой ковчег в доме Божием? Это ведь означает и последующее (замечание): «и поставили кивот святый в храме, который построил Соломон сын Давидов». Я со своей стороны полагаю, что или ассириец, когда взял город при Манассии, вынес ковчег вон, или это сделал кто-либо из нечестивых царей после Езекии: Манассия или Амон, а затем уже Иосия, узнав это обстоятельство, возвратил ковчег в свое место». (Quaest. in II Paral. Patrol. s. gr., col. 855–856). Некоторые раввины, напротив, произвольно толковали слова Иосии [[old:2par:35:03|ст. 3]] в смысле распоряжения убрать ковчег — ввиду предстоящих опасностей от халдеев — в одну из пристроек храма Соломона. Текст, напротив, ясно говорит о возвращении ковчега в храм из какого-то другого места. Таким временным местопребыванием ковчега считали или некоторое тайное помещение в самом храме из числа его пристроек, или же какой-нибудь частный дом (напр. дом Шаллума, мужа пророчицы Олданы). Это, конечно, только предположения, которым следует решительно предпочесть указание текста [[old:2par:35:03|ст. 3]]: из слов Иосии к левитам: //«нет вам нужды носить (его) на раменах»// видно, что — по той или иной причине — ковчег был также переносим левитами, как было некогда во время странствования евреев по пустыне (ср. у //проф. Гуляева//. Исторические книги, с. 582). [<10>]