[<10>] ====== Толкования на 2 Пар. 36:4 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 4-8 **И воцарил царь Египетский над Иудеею и Иерусалимом Елиакима, брата его, и переменил имя его на Иоакима, а Иоахаза, брата его, взял Нехао и отвел его в Египет. Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Против него вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтоб отвести его в Вавилон. И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне. Прочие дела Иоакима и мерзости его, какие он делал и какие найдены в нем, описаны в книге царей Израильских и Иудейских. И воцарился Иехония, сын его, вместо него.** //Одиннадцатилетнее нечестивое царствование 18-го царя иудейского Иоакима и отведение его в Вавилон// О царствовании Иоакима 2 Пар здесь рассказывает значительно короче, чем рассказывается в параллельном месте [[old:4ts:23:34|4 Цар XXIII:34–XXIV:1–6]] (см. Толков. Библию II). В знак полной вассальной зависимости иудейского царя от египетского фараона, последний переменяет (ср. [[old:gen:41:45|Быт XLI:45]]; [[old:dan:01:07|Дан I:7]]) имя Елиакима на Иоаким. Наложенная фараоном на Иудею дань ([[old:2par:36:03|ст. 3]]) взыскивалась с жестокостью и вымогательствами, без разбора богатого от бедного (поставленные в русск. синод. перев. в скобках слова [[old:2par:36:04|ст. 4]] находятся лишь в тексте LXX и, вероятно, перенесены сюда из [[old:4ts:23:35|4 Цар XXIII:35]]; равно и в [[old:2par:36:05|ст. 5]] имеется вставка из [[old:4ts:24:01|4 Цар XXIV:1–3]]), — в чем агентам египетского царя, может быть, — деятельно помогал Иоаким, который свое бедственное и жалкое царствование заявил особенно насилиями и притеснениями народа ([[old:ier:22:13|Иер XXII:13–19]]; [[old:ier:36:23|XXXVI:23–24]], [[old:ier:36:30|30–32]]). Во второй половине своего царствования, вероятно, в 8-м году его (ср. //Иос. Флав.// Древн. X, 6, 1, см. Толков. Библию, т. II, с. 535) Иоакиму пришлось египетское данничество переменить на вавилонское: он подчинился основателю ново-халдейского царства Навуходоносору (ок. 600 г. до Р. X.). Попытка Иоакима, под влиянием египетской партии, освободиться от дани вавилонскому царю, была роковой для Иоакима: //«против него пошел Навуходоносор… и оковал его оковами, чтобы вести в Вавилон»// ([[old:2par:36:05|ст. 5]]). Это известие 2 Пар, ввиду иного рода свидетельств — 4 Цар и кн. пророка Иеремии о смерти и погребении Иоакима, — именно по [[old:4ts:24:06|4 Цар XXIV:6]] Иоаким почил с отцами своими, т. е. в Иерусалиме, а по [[old:ier:22:19|Иер XXII:19]]; [[old:ier:36:30|XXXVI:30]] труп Иоакима был брошен вне стен Иерусалима и долгое время валялся здесь наподобие падали, — понимается толкователями или так, что Навуходоносор, отведя Иоакима в плен в Вавилон, скоро возвратил его обратно в Иерусалим, где он и умер; или же так, что Навуходоносор лишь отдал приказание доставить Иоакима пленным в Вавилон, но затем отменил это распоряжение и повелел убить Иоакима в Иерусалиме, причем труп его был выброшен за город. Последнее было бы проще и удобоприемлемее, но в пользу первого говорит то, что по другим библейским данным ([[old:ier:25:01|Иер XXV:1]], [[old:ier:25:09|9]]; сн. [[old:4ts:24:01|4 Цар XXIV:1]]; [[old:dan:01:01|Дан I:1]]), царь вавилонский в царствование Иоакима дважды подступал к Иерусалиму: в первый раз вскоре после битвы при Кархемисе ([[old:ier:46:02|Иер XLVI:2]]), не ранее 4-го и не позже 8-го года Иоакимова царствования: этим сроком датируется так называемое первое переселение иудеев в Вавилон ([[old:dan:01:01|Дан I:1–4]]), а вместе и начало семидесятилетнего пленения иудеев в Вавилоне ([[old:ier:25:11|Иер XXV:11–12]]; [[old:ier:29:10|XXIX:10]]). Таким образом, «книга Царств говорит о первом вторжении Навуходоносора в Иудею, после которого Иоаким еще оставался на престоле, хотя и платил дань Вавилону, также о последовавших затем разбойнических набегах сириян, моавитян и аммонитян на ослабленных иудеев. Книги Паралипоменон, не имея этих известий, заключают в себе заметку о другом вторжении Навуходоносора, следствием которого было разграбление Иерусалимского храма и отведение Иоакима в плен» (//проф. Олесницкий,// Государственная летопись царей Иудейских, с. 430). При этом — «втором переселении» пленено было 3 023 человека иудеев ([[old:ier:52:28|Иер LII:28]]), а при первом — часть сосудов Иерусалимского храма ([[old:2par:36:07|ст. 7]]), помещенных в капище одного из вавилонских богов (ср. [[old:dan:01:02|Дан I:2]]) и хранившихся там до возвращения иудеев из плена при Кире ([[old:ezd:01:07|1 Езд I:7]]). Иоаким последним из иудейских царей умер в родной стране, а также был последним, царствование которого было описано в летописи царей иудейских, заключавшей описание деяний царей от Ровоама ([[old:3ts:14:29|3 Цар XIV:29]]) до Иоакима. Под мерзостями Иоакима, //«какие он делал и какие найдены в нем»// ([[old:2par:36:08|ст. 8]]), еврейские толкователи разумели особые знаки или нарезы в честь идолов на теле Иоакима, будто бы обнаруженные на валявшемся без погребения трупе его. Но гораздо вернее видеть здесь общую мысль об идолослужении и нравственной распущенности Иоакима (см. Calmet ad loс. //Migne.// Curs. Complet. Script. S. t. XI, p. 1452–1453). В «летописи царей» могло содержаться и известие — сохраненное только в переводе LXX слав.-русск., — о погребении Иоакима в некоем Ганозане, 'εν γανοζαη (text. recept.), 'εν γανοζάν (код. 55, 60, 64, 119, 243, Алекс.), 'εν γανοζανη (Альд.). Возможно, что эти греческие выражения суть транскрипций еврейского «be-gan-Uzza» — «в саду Уззы» ([[old:4ts:21:18|4 Цар XXI:18]]), т. е., по предположению, в саду царя Озии-Азарии где были погребены: 1) сам этот царь Озия ([[old:2par:26:23|2 Пар XXVI:23]]); 2) Манассия ([[old:4ts:21:18|4 Цар XXI:18]]; [[old:2par:33:20|2 Пар XXXIII:20]]) и Иоаким — все нечестивые цари, лишенные чести погребения в царских гробницах. [<10>]