[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 16:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь** Если мы терпим зло от людей, то немало сокращаем наш долг, если только переносим происходящее великодушно. Поэтому нам не наносится никакого вреда. Ибо Бог вменяет нам терпение зла в уплату долга, не по праву справедливости, но по Своему человеколюбию. Поэтому и в древности Он не мстил за терпевших зло. <...> И когда Семей проклинал Давида, он терпел, говоря: «оставьте его, чтобы видел Господь смирение мое и воздал мне за этот день». Когда [Господь] не мстит за причиняемые нам обиды, тогда мы особенно и получаем пользу, потому что Он вменяет нам это в заслугу, если мы переносим с благодарностью. //**Беседы на 2-е послание Коринфянам.**// ---- Если кто скажет: что удивительного в том, что он не отмстил, будучи слаб и не имея власти? – то на это, во-первых, скажу, что я не так подивился бы ему, если бы он перенес ругательства, имея диадему и царство, и восседая на траве, как теперь хвалю его и удивляюсь ему, сохранившему спокойствие во время несчастия. В первом случае, величие его власти и ничтожество оскорбителя сильно побуждали бы оставить последнего без внимания. Так мудро поступали нередко и многие другие цари, извиняя оскорбителей крайним их безумием. Ведь неодинаково действуют на нас оскорбления, когда мы наслаждаемся благополучием, и когда находимся в несчастии: когда постигнет нас неудача, тогда они трогают нас более и поражают сильнее. Но кроме этого, надобно прибавить еще и то, что он имел силу отмстить, и не отмстил. А что терпение его происходило не от слабости, но от незлобия, – в этом можешь убедиться тем, что, когда военачальник просил позволения пойти и отрубить Семею голову, Давид не только не позволил, но еще оскорбился этим и сказал: **«что мни и тебе, сыне Саруине..., оставите... проклинати мя: да призрит Господь на смирение мое и возвратит ми благая вместо клятвы его в днешний день»**. Так и случилось. **//Пять слов об Анне. Слово второе.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 10-12 **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие** Какой смысл печалиться, когда мы слышим поношение? Почему нам не подражать тому, кто говорит: //Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром// [[old:ps:038:03|(Пс 38:3)]]? Или Давид только так говорит, но не так поступает? Нет, он так и поступал. Ведь когда Семей, сын Геры, поносил Давида, тот молчал; и хотя вокруг него были вооружённые мужи, он не ответил на поношение и не пытался отомстить: даже когда сын Саруин говорил ему, что надо снести ему голову, Давид не позволил [сделать это]. Но он пошёл //нем и безгласен//, он //молчал//, и не тронуло его, что назван был кровопийцей, потому что хорошо знал о своей кротости. Нападки не трогали его, ибо он исполнен был сознания множества добрых дел. И тот, кого быстро задевает несправедливость, производит впечатление человека, заслуживающего оскорбления, даже если он хочет казаться этого не заслуживающим. Лучше тот, кто несправедливость отвергает, нежели тот, кто от неё страдает. Ведь отвергающий [несправедливость] смотрит на неё сверху, словно не чувствуя её; а вот страдающий от неё мучается, словно действительно её ощущает. ...Мы можем убедиться в том, что и святой Давид в этом роде добродетели не был неравным Павлу. Когда Семей злословил его и наносил тяжкие оскорбления, сначала он молчал и смирялся, молчал даже о добрых своих делах, зная о них. Затем же он даже просил злословить [его]; ибо, когда его злословили, он надеялся на сострадание Бога. Смотри же, как он использовал и смирение, и праведность, и мудрость, дабы заслужить милости Господа! Сначала сказал: **Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида** [[old:2ts:16:11|(2 Цар 16:11)]]. Здесь перед нами смирение; ибо он полагал, что предназначенное Богом нужно переносить спокойной душой, словно раб. Потом он сказал: **Мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей** [[old:2ts:16:11|(2 Цар 16:11)]]. Здесь перед нами праведность. Ведь если мы терпим отягощения от рук ближних, то что же мы злимся на то, что делают с нами чужие? Наконец, он говорит: **Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие** [[old:2ts:16:12|(2 Цар 16:12)]]. Он не только стерпел поношения, но и отпустил человека безнаказанным, когда тот, бросая камни, следовал за ним. И даже более того. После победы он охотно жаловал Семею прощение, когда тот о нём стал просить. Я хотел показать, что святой Давид в истинном духе Евангелия не только не чувствовал себя оскорблённым, но даже благодарен был своему поносителю и радовался, а не гневался за зло, которое, как он надеялся, воздастся ему благостью. Вот, будучи совершенным, он искал большего совершенства. Он разгорался от боли несправедливости как человек, но побеждал [себя] как добрый воин и терпел как храбрый борец. //**Об обязанностях священнослужителей.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь** Давид показал, что тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и бесчестие в отношении себя со стороны других. Ибо, после того, как совершил грех, он, слыша оскорбления со стороны Семея, сказал желающим отомстить за него: **«Оставите его и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида»**, говоря этим, что за допущение им греха, он имеет от Бога заповедь поносить его; хотя в то время Давид боролся со страшной и великой бедой, поскольку как раз тогда Авессалом восстал против него. И, вот, с нестерпимой скорбью поневоле оставляя Иерусалим, затем убегая, он прибыл к подножью Елеонской горы, и нашел прибавление в огорчении: Семея, бросающего на него камни и нещадно проклинающего, и бесстыдно поносящего и называющего его кровопийцею и беззаконником, как бы приводя в порицание пред очи царя его тяжкое преступление, которое он совершил в отношении Вирсавии и Урии. И не раз, и не два прокляв и бросив камнями и словами более острыми, чем камни, он прекратил это делать, но – шел, говорится, царь и все люди его с ним, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, злословя и бросая камнями с боку и обсыпая царя пылью. Царь не имел недостатка в желающих заступиться за него. Так, Авесса воевода, не будучи в силах снести это, сказал Давиду: //«Почто проклинает пес умерший сей господина моего царя? Ныне пойду, и отъиму главу его»// [[old:2ts:16:09|(2 Цар. 16:9)]]. Но царь удержал его и слуг своих, говоря им: //«Оставите его ... негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его»// [[old:2ts:16:12|(2 Цар. 16:12)]]. **//Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Верою вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верою, неуклонно смотрит на Бога в промысле Его, и этому Божественному промыслу приписывает все внешние наведения. Так Давид, зревший пред собою Господа выну, чтоб пребывать непоколебимым в мужестве при всех скорбях и попущениях, усиливающихся поколебать и возмутить сердце, сказал о Семее, когда Семей проклинал его, и кидал в него камнями: **Господь рече ему проклинати Давида. Что вам и мне, сынове Саруины**, помыслы гнева и мщения! **оставите его, и да проклинает! оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь: негли призрит Господь на смирение мое**. Душа приемлет искушения, как врачевания своих недугов, благодарит Врача — Бога, и поет: //Накажи мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое// [[old:ps:025:02|(Пс XXV, 2)]]. При таком рассматривании искушения, люди и прочие орудия искушений остаются в стороне, как орудия. Нет на них злобы, нет вражды! Душа славословящая Создателя, благодарящая Врача Небесного, в упоении несказанными чувствами, начинает благословлять орудия своего врачевания. И вот! внезапно возгорается в ней любовь, к врагам; человек бывает готов положить душу за врага своего, —видит в этом не жертву, но долг, долг непременный раба неключимого. //**Размышления о Вере.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 10-12 **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие** Этим благим терпением мы укрепляемся даже тогда, когда пребываем в добром здравии, ибо среди камней преткновения мира сего наше истинное счастье отсрочено. <...> Этим терпением святой Давид перенес оскорбления злословившего его вениамитянина, и, хотя легко мог дать волю обиде и отомстить ему, он всё же воздержался от мщения, и, когда заметил в другом мстительное желание наказать задиру, также использовал свою власть венценосца, чтобы воспрепятствовать, а не осуществить возмездие. В то время он не страдал ни от ран телесных, ни от болезни тела, но он распознал время смирения и принял его как волю Господа, по причине чего испил горькую чашу уничижения с величайшим терпением и кротостью. //**О терпении.**// ---- И не по своей ли собственной воле нечестивый сын Геры поносил царя Давида? И что же говорит на это святой муж Давид, преисполненный истинной и благочестивой премудрости? И что сказал он тому, кто хотел поразить злословящего его? И сказал царь: **что мне и вам, сыны Саруины?пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?** [[old:2ts:16:10|(2 Цар 16:10)]]. И затем боговдохновенное Писание в подтверждение глубокого по мысли высказывания царя повторяет его в иных выражениях и в несколько другом ключе: И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: **вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие** [[old:2ts:16:11|(2 Цар 16:11-12)]]. И что же, ускользнет ли теперь от мудрого читателя то, как именно Господь повелел сему скверному человеку злословить Давида? Нет, не приказом Своим повелел Господь ему, в каковом случае его повиновение было бы достойно похвалы; нет, Господь склонил волю этого мерзавца, которая, запятнанная собственной его испорченностью, привела его к совершению сего греха, согласно справедливому и тайному приговору Господа. Именно по этой причине здесь сказано: **Господь повелел ему**. И не остается никакой неясности в вопросе о том, почему Господь повелел нечестивцу таким образом злословить Давида. **Может быть**, - молвил униженный монарх, - **Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие** [[old:2ts:16:12|(2 Цар 16:12)]]. И теперь мы располагаем доказательством того, что Господь использует сердца даже злых людей для прославления добрых и оказания им помощи. //**О благодати и свободе воли.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь** Таков закон человека, Господи Боже, - всегда смотреть на милосердие Твоё и немощь плоти укреплять Божьей помощью. <...> **Пусть злословит** Семей [говорит Давид]. **Господь повелел ему злословить Давида, и кто скажет Ему: зачем Ты так сделал**? Ибо волю Божью нельзя обсуждать, её надо с благодарностью принимать. <...> И мы знаем, что Давид соблюдал заповеди Бога; однако мы обнаруживаем, что и святые мужи слабеют в удержании постоянной праведности. //**Диалоги против пелагиан.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь** **Господь повелел**, т. е. попустил, **ему злословить Давида**. [<10>]