[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 17:14 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 14-16 **И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома. И сказал Хусий Садоку и Авиафару священникам: так и так советовал Ахитофел Авессалому и старейшинам Израилевым, а так и так посоветовал я. И теперь пошлите поскорее и скажите Давиду так: не оставайся в эту ночь на равнине в пустыне, но поскорее перейди, чтобы не погибнуть царю и всем людям, которые с ним** Надписание седьмого псалма, видимо, несколько противоречит повествуемому в Книгах Царств, где написано о Давиде. Ибо там повествуется о Хусии, главном друге Давида, сыне Арахина, а здесь Хусий - сын Иеменея. Но ни этот [Хусий], ни кто другой из упоминаемых там не есть сын Иеменея. Поэтому не за то ли он был назван сыном Иеменея, что проявил великое мужество и доблесть, приходя под маской дружбы к Авессалому и разрушая замыслы Ахитофела, дающего советы как муж опытнейший и знающий военное дело? Ибо сын Иеменея в переводе означает «сын десницы». Ведь когда Ахитофел предлагал нисколько не отлагать дела, но немедленно напасть на отца, еще не готового [к сражению], Хусий не допустил принять совет Ахитофела, **чтобы навел Господь**, как сказано, **на Авессалома все злое** [[old:2ts:17:14|(2 Цар 17:14)]]. Он решил убедить их в пользе отсрочки и промедления, дабы дать время Давиду собрать силы. Тем самым он угодил и Авессалому, который сказал: **Совет Хусия Арахина лучше совета Ахитофелова** [[old:2ts:17:14|(2 Цар 17:14)]]. Между тем, через священников Садока и Авиафара Хусия известил Давида о распоряжениях Авессалома и повелел Давиду не оставаться на ночь в Аравофе пустыне, но поспешить с переходом. Поскольку же через этот добрый совет он стал правой рукой Давида, то получил наименование от этого доблестного дела. Потому он и назван сыном Иеменея, то есть «сыном десницы». Таково обыкновение Писания: порочных чаще именовать по греху, нежели по отцу, а добрых сынов называть по отличающей их добродетели. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома** Что же сказать нам о благочестивом обмане Хусием Авессалома ради спасения царя Давида? Совет - хотя и был произнесён с добрым намерением обманщика, но угрожал благополучию вопрошавшего - оправдан, тем не менее, текстом Священного Писания, гласящего: **Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома** [[old:2ts:17:14|(2 Цар 17:14)]]. Ведь нельзя осудить то, что совершалось с праведным намерением и ради доброй цели, что замышлялось ради спасения и духовной победы человека, благочестие которого было угодно Богу, пусть и с помощью обмана. //**Собеседования.**// ===== Блаж. Августин ===== **И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома** По этой причине Священное Писание говорит: **Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома.** Совет Ахитофела //понравился// [[old:2ts:17:04|(2 Цар 17:4)]], потому что он был своевременным и служил цели Авессалома, ибо использовал его временное преимущество перед его отцом Давидом, против которого Авессалом поднял восстание. И он мог бы погубить Давида, когда бы Господь не разрушил совет Ахитофела воздействием на сердце Авессалома. И оно отвергло сей хороший совет и предпочло совет Хусия, послуживший тому, чтобы **навести бедствие** от Господа **на Авессалома**. //**О благодати и свободе воли.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова. Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести Господу бедствие на Авессалома** **Так Господь судил разрушить лучший совет Ахитофела, чтобы навести** (попустить) **бедствие на Авессалома**. Если бы Авессалом согласился с предложением Ахитофела, то беспорядочная толпа сторонников Давида, утомленная впечатлениями дня и поспешным бегством, несомненно понесла бы полное поражение со стороны свежих, правильно организованных войск Авессалома. [<10>]