[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 21:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля** В самом деле, каждый из вас печется и заботится только о своем, мы же обо всем вместе. Мы стоим в тяжком месте сражения. Дьявол сильнее ополчается на нас. Ведь и на войне неприятель старается прежде всех других поразить военачальника. Поэтому туда устремляются все его соратники. От этого происходит большое смятение, поскольку каждый [из врагов] старается погубить его, тогда как [свои] со всех сторон ограждают его щитами, желая спасти его голову. Послушайте, что говорит Давиду весь народ (я говорю это не для того, чтобы сравнивать себя с Давидом - я не столько безумен - но хочу показать любовь народа к своему вождю). **Не выйдешь,** - говорит он, - **ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля** [[old:2ts:21:17|(2 Цар 21:17)]]. Смотри, насколько они щадили старца? И я сильно нуждаюсь в ваших молитвах. Пусть никто из вас, как я сказал, по излишнему смирению не лишает меня этого содействия и помощи. Если мы будем преуспевать, то и ваши дела будут блистательнее. Если дела нашего учительства будут приумножаться, то богатство перейдет к вам. //**Гомилии на 2-е послание Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Августин ===== **Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля** Здесь кто-то мог бы сказать, что священникам Господа следует избегать столь очевидных опасностей, дабы спасти себя для пользы Церкви до более спокойных времен. И так поступать правильно для некоторых, в то время как нет недостатка в других для совершения церковной службы, и она не остановлена вообще. И так поступил Афанасий Александрийский, о котором я уже сказал ранее. Ибо Вселенская Церковь знала, насколько необходимо, насколько на благо Церкви послужило сохранение жизни сему выдающемуся мужу, который своей любовью и словом своим защитил её от ереси ариан. Но когда опасность нависла над всеми, то более всего следует бояться и избегать того, чтобы спасение священника не вызвало того мнения, что он поступает так из страха смерти, а не из намерения оказать помощь Церкви в дальнейшем. И когда от его спасения можно ожидать более вреда, нежели возможной грядущей пользы, так ни в коем случае поступать не следует. И вот святой Давид, дабы не подвергнуться опасности сражения - возможной гибели, как здесь о том сказано, **чтобы не угас светильник Израиля**, - не сам он принял это решение, но внял увещеваниям от ближних своих. В противном случае он нашел бы себе многих подражателей в малодушии, которые бы полагали, что он поступил так не из соображений пользы для других, а в силу собственного смятения и ужаса. //**Послания.**// [<10>]