[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 24:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего** Но как возможно, скажешь ты, любить ближнего, как самого себя? Если бы этого не исполнили другие, то ты справедливо мог бы думать, что это невозможно. Если же исполнили, то очевидно, что у нас не бывает этого по нерадению. С другой стороны, Христос не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди. Кто же исполнил это? Павел, Петр, весь сонм святых. Впрочем, если я скажу, что они любили ближних, то не скажу ничего важного; они любили врагов так, как другой не мог бы любить близких. Кто из нас решился бы идти в геенну за близких, ожидая войти в Царство? Никто. Но Павел решался на это ради врагов, побивавших его камнями, бичевавших. Какое же нам будет оправдание, какое извинение, если мы и к друзьям не проявляем и малейшей части той любви, какую Павел проявлял к врагам? И прежде него блаженный Моисей ради врагов, побивавших его камнями, желал быть изглаженным из книги Божией. И Давид, видя гибель своих противников, говорит: **Я, пастырь, согрешил, а эти что сделали?** [[old:2ts:24:17|(2 Цар 24:17)]]. И, имея Саула в своих руках, он не захотел умертвить его, но оставил в живых, тогда как сам подвергался опасности. Если же так было в Ветхом Завете, то какое прощение будем иметь мы, живущие в Новом и не достигающие даже той меры, что они? Ведь если мы не войдем в Царство Небесное, //если праведность// наша //не превзойдет праведности книжников и фарисеев// [[new:mf:05:20|(Мф 5:20)]], то как мы войдем в него, если будем иметь меньше их? //**Гомилии на Послание Евреям.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего** Итак, доброе [дело] - смирение: находящихся в опасности оно освобождает, падших оно поднимает. Такое смирение знал тот, кто говорил: **Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.** Хорошо говорит это тот, кто царство своё подчинил Богу, кто принёс раскаяние, исповедал свой грех и просил прощения. Он обрёл спасение через смирение. Христос принизил Себя, чтобы всех возвысить. И тот, кто следует за смирением Христа, обретает и Его покой. //**На смерть Феодосия.**// ---- Итак, поскольку апостол учит, что человек, покинувший своё тело, будет с Христом (если того заслуживает), то давайте рассмотрим природу жизни и смерти. Из учения Писания нам известно, что смерть есть освобождение души от тела, своего рода разделение в человеке. Мы освобождаемся от связи между душой и телом, когда уходим. <...> Давид с готовностью предложил умереть, искупая нанесённое оскорбление Господу и будучи готовым претерпеть наказание Божье во благо своего народа. Ибо знал, что более славно умереть ради Христа, нежели быть правителем в этом мире. Что превосходнее того, чтобы стать жертвой Христу? //**О благе смерти.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего** Открылось наказание греха, и совершилось покаяние Давида. «**И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь согрешивый**». Давид совершенно покаялся во зле греха, и тотчас «**раскаялся Господь о зле**» наказания. «**И рече Ангелу погубляющему люди: довольно ныне, отъими руку твою**». Примечайте спасительное действие покаяния. //**Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни.**// ===== Иаков Афраат ===== **И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего** Вот самый усердный пастырь, который всего себя отдал ради паствы. Вот превосходный вождь, который пожертвовал собой ради паствы. <...> Когда Давид исчислил стадо своё, гнев снизошел на них и они стали погибать. И тогда Давид предал себя вместо своих овец, говоря в молитве: **Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.** И все прилежные пастыри всегда отдавали себя за овец своих. А пастыри, не заботившиеся о стаде своём, были лишь наемниками, озабоченными своим пропитанием. //**Тахвиты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего** **А эти овцы, что сделали они?** См. прим. к [[old:2ts:24:01#lopuxin_ap|1 ст.]] [<10>]