[<10>] ====== Толкования на 3 Ездр. 6:49 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 49-52 **Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.** В Вульгате и славянской Библии бегемот ошибочно назван Енохом. Легенда о двух гигантских животных — бегемоте и левиафане, сотворенных Богом в пятый день, возникла в иудействе вследствие неправильного понимания слов Бытописателя: χήτη τά μεγάλα [[old:gen:01:21|(Быт I:21)]]. Иерусалимский таргум объясняет их таким образом: «В пятый день Бог сотворил громадные водяные чудовища Левиафана и его самку, которые берегутся ко дню утешения». Прем. Исаия называет их безразлично левиафанами [[old:is:27:01|(XXVII:1)]]. Бегемот и левиафан отчетливо различаются в книге Иова [[old:iov:40:10|(XL:10]]; [[old:iov:41:26|XLI:26)]]. Во всех легендах, сложившихся о бегемоте и левиафане в послепленный период, отражается удивление перед их необычайными размерами и силой. Гункель видит здесь отголосок древних мифологических представлений океана. Первоначально для бегемота и левиафана назначена была водная стихия, но так как седьмая часть всей земли, занимаемая водою, не могла вместить их, то Бог разлучил их друг от друга. Бегемот живет на суше, левиафан в водах. Бегемот иначе называется диким быком, который лежит на тысяче гор [[old:ps:049:10|(Пс XLIX:10)]]. Ежедневно он истребляет на них всю растительность, но ночью трава вырастает снова, как будто бы ее совсем не трогали, по слову Писания [[old:iov:40:15|(Иов XL:15)]]: //«горы приносят ему пищу»//. Этот бык предназначается для пышного пиршества праведников, почему о нем и говорится: //«Тот, Кто сотворил его, занесет на него свой меч»// [[old:iov:40:14|(Иов XL:14)]]. В других местах Талмуда чувственный характер трапезы, ожидающей праведников в будущей жизни, очерчен еще резче. Исполинские животные, сотворенные Богом в пятый день, были опасны для существования мира. Если бы они стали размножаться, то опустошили бы весь мир. Ввиду этого Бог оскопил самца, а самку убил и мясо ее засолил для будущего торжественного пира, которым праведники встретят пришествие Мессии (//Laurence. Gfrorer//. Prophetae Veteres Pseudepigraph, 160. //Hilgenfeld//. Messias Jedaeorum, 60; Judische Apokalyptik, 178, 230. //Volkmar//, 51, //Gfroгег//. Geschichte des Urchristenthus, II, 32–35. //Gunkel//, 368). [<10>]