[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 1:1 ====== ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-4 **Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее** Некогда был Давид мужем воинственным, но в семьдесят лет возраст столь остудил его, что ничто не могло его согреть. И вот во всех пределах израильских отыскивается девица - **Ависага Сунамитянка**, дабы возлежала с царём и согревала старческое тело его. Не кажется ли тебе, если станешь следовать букве, которая убивает, что [это напоминает] сцены шутовской комедии или ателланской пьесы? Мёрзнущего старца покрывают одеждами, но согревают его только объятия молодой девицы. Ещё жива была Вирсавия, была Авигея, другие жёны и наложницы, имена которых упоминает Писание. Но все они отвергаются как не способные согреть, и только в объятиях девицы старец обретает тепло. Авраам был куда старше Давида, но, покуда жива была Сарра, не искал другой жены; Исааку было вдвое больше лет, но ему никогда не было холодно с Ревеккой, как бы стара она ни была. Я уж молчу о мужах до потопа, которые, хотя за девятьсот лет члены их не просто состарились, но износились от возраста, всё же не искали убежища в девических объятиях. Так же и Моисей, вождь народа Израильского, достиг ста двадцати лет, но Сепфору не променял. Кто же эта **Сунамитянка**, жена и девица, которая столь пылка, что согревает замерзающего, и столь праведна, что не пробуждает страсть в том, кого согревает? Пусть мудрейший из людей Соломон скажет нам об отраде отца своего, пусть миротворец поведает об объятиях мужа сражений: //Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.// [[old:pr:04:05|(Притч 4:5-9)]]. Почти все достоинства тела с возрастом меняются: одна только мудрость возрастает, всё остальное слабеет. И даже само имя **Ависага** в мистическом значении указывает на большую мудрость старцев. Оно истолковывается как «отец мой преизбыточествует» или как «рёв моего отца». Слово «преизбыточествует» не совсем ясно, но в данном месте указывает на добродетель, означая, что старцам свойственна большая мудрость, так что она обнаруживается в избытке. **//Послания.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, - и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее** //Старческая болезнь Давида.// как затем и ст. 5-10, образуют введение к главному рассказу 1 главы - о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (1-4), так и заговор Адонии (5-10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом же, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Исход, Левит, Числ, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 3 Паралипоменон, 1-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае 3 Цар I-II представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в 3 Цар 1-II момент равнялся, судя по II гл. [[old:3ts:02:11|11 ст.]] сн. [[old:2ts:02:04|2 Цар II:4-5]], семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в [[old:2ts:21:16|2 Цар XXI:16-17]]). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела [[old:2ts:24:start|2 Цар XXIV]]. По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло "ex nimio mulierum usu". То и другое - произвольные догадки). Средство, рекомендованное Давиду слугами или врачами - согревание дыханием молодой девушки, странное для европейских понятий, известно было в древности, напр., рекомендовалось Галеном: по-видимому, имелось в виду "присутствием особи другого пола увеличить сопротивление организма внешним вредным влияниям и таким образом несколько продлить жизнь". Упоминание здесь об Ависаге тем уместнее, что позже ([[old:3ts:02:13|II:13 сл.]] ) Адония пытался было через брак с нею достигнуть престола. Ависага названа "Сунамитянка", как называется и благочестивая женщина, давшая приют пророку Елисею ([[old:4ts:04:12|4Цар IV:12]], [[old:4ts:04:25|25]]), - по имени города Сунем или Coнaм (eвp. Schunem, 70-т Sounom или Swnam) в колене Иссахаровом ([[old:nav:19:18|Нав XIX:18]]), против гор Гелвуя ([[old:1ts:28:04|1 Цар XXVIII:4]]), близ Кармила ([[old:4ts:04:25|4 Цар IV:25]]); еще во времена блаж. Иеронима "в пределах Севасты, в Акраваттине, было селение Саним"; теперь Sulam. Имя невесты в кн. Песнь Песней "Суламита", евр. Schulamith, 70-т SounamitiV (VII:1), вероятно, тождественно с названием "Сунамитянка". Ависага //"ходила"// (schocheneth, 70-т qalpousa, слав. греющи) за Давидом, //"прислуживала ему"// (ст. 4), "возлежала на груди" его (ст. 2) - была действительной женой его (по Xаргуму, лишь amica); однако осталась девственницей, что и могло особенно привлекать к ней Адонию ([[old:3ts:02:13|II:13]] и т.д.). [<10>]