[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 1:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-27 **Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царем после меня и он сядетна престоле моем»? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты еще будешь говорить там с царем, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои. Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем». А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том. И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. Но ты, господин мой, - царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него; иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падет обвинение на меня и на сына моего Соломона. Когда она еще говорила с царем, пришел и пророк Нафан. И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошел он к царю и поклонился царю лицем до земли. И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем»? Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живет царь Адония! А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него** Итак, часто отцы рожденных ими сыновей называют своими рабами, хотя не отрицают подлинности рождения; и часто, выражая благорасположение к своим рабам, называют их чадами, хотя и не скрывают, что издавна обладают ими. В первом случае они говорят по власти как отцы, а во втором - дают наименование по человеколюбию. Ведь и Сарра называла Авраама господином, хотя она была не рабыня, а супруга. И апостол сближал раба Онисима с его владыкой Филимоном, как брата. И Вирсавия, будучи матерью, называла сына рабом, говоря отцу: **Соломона, раба твоего** [[old:3ts:01:19|(3 Цар 1:19)]]; потом и пророк Нафан, войдя, говорил Давиду подобно Вирсавии: **Соломона раба твоего** [[old:3ts:01:26|(3 Цар 1:26)]]. И их не беспокоило назвать сына рабом. Ибо и отец, слыша это, признал его рождение, они, говоря так, знали, что Соломон - подлинный сын. И достойным наследником отца они признавали того, кого называли рабом, ибо по естеству он был сын Давида. Поэтому как, читая это о Соломоне, мы понимаем правильно, и, слыша, что он именуется рабом, считаем его не рабом, но подлинным сыном по естеству, так, если и о Спасителе, Который истинно исповедуется Сыном и по естеству есть Слово, святые говорят: «Верного Сотворившему Его»; если сам Он говорит о Себе: //Господь создал Меня//, и: //Я раб Твой и сын рабы Твоей// [[old:ps:115:07|(Пс 115:7)]], и все тому подобное, - то да не отрицают поэтому некоторые того, что собственно принадлежит Ему от Отца, но пусть об Отце и Сыне, как о Соломоне и Давиде, мыслят правильно. Ибо если, слыша, что Соломон назван рабом, признают его сыном, то не справедливо ли многократно погибнуть тем, которые не сохраняют того же разумения о Господе? Но когда слышат о рождении, Слове, Премудрости, то стараются перетолковать это и отрицают подлинное по естеству рождение Сына от Отца. Когда же слышат возгласы и речения о творении, то тотчас готовы признать Сына творением по естеству и отрицать [бытие] Слова, хотя, зная, что Сын сделался человеком, все таковые речения могут относить к Его человечеству. Не мерзкими ли оказываются они пред Господом, имея у себя //неодинаковые гири// [[old:pr:20:23|(Притч 20:23)]] и то рассуждая так, то хуля Господа? Но, быть может, они думают, что слово «раб» употреблено как бы по благорасположению, а слово «Сотворившему» воспринимают как какое-то великое пособие для их ереси. Однако и эта их опора есть трость сокрушенная, ибо тотчас сами себя осудят, если изучат словоупотребление Писания. Ведь как Соломон называется рабом, хотя он и сын, так, - повторим опять сказанное прежде - если родители рожденных ими сыновей называют творимыми, и созидаемыми, и бывшими, то этим нимало не отрицают их естества. **//Против ариан.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-10 **Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил** //Заговор Адонии.// Имя Адонии у 70-ти по некоторым спискам читается 'Ornia (напр., код. 82 у Гольмеса), так читал и блаж. Феодорит: имя Адонии отождествлялось с именем Орны Иевусея ([[old:2ts:24:18|2 Цар XXIV:18]]). Адония был четвертым сыном Давида ([[old:2ts:03:02|2 Цар III:2-4]]; [[old:1par:03:01|1 Пар III:1-2]]: Амнон, Далуия или по еврейскому тексту Xилаб, Авессалом, Адония). После смерти Амнона ([[old:2ts:13:28|2 Цар XIII:28-29]]) и Авессалома ([[old:2ts:18:09|2 Цар XVIII:9-15]]) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ([[old:1ts:09:02|1 Цар IX:2]]; [[old:2ts:14:25|2 Цар XIV:25]]; [[old:2ts:16:07|XVI:7]]), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ([[old:2ts:15:01|2 Цар XV:1]]), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов - в качестве атрибута царской власти ([[old:1ts:08:11|1 Цар VIII:11]]; [[old:ier:17:25|Иер XVII:25]]). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ([[old:1ts:23:17|1 Цар XXIII:17]]; [[old:1ts:24:02|XXIV:2]]), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ([[old:3ts:01:17|3 Цар I:17]], [[old:3ts:01:20|20]] и др. ; ср. [[old:2par:11:22|2 Пар XI:22]]). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: [[old:2ts:02:08|2 Цар II:8]]; [[old:2ts:11:start|XI]]; [[old:1par:11:06|1 Пар XI:6]], [[old:1par:11:08|8]] и др. ; Авиафар: [[old:1ts:22:20|1 Цар XXII:20]]; [[old:2ts:08:17|2 Цар VIII:17]]; [[old:2ts:15:24|XV:24]]) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества - Иоава с Ванеею ([[old:2ts:08:18|2 Цар VIII:18]]; [[old:2ts:23:20|XXIII:20]], [[old:2ts:23:30|30]]; [[old:1par:11:22|1 Пар XI:22-23]]), а Авиафара - с Садоком ([[old:2ts:08:17|2 Цар VIII:17]]; [[old:1par:24:03|1 Пар XXIV:3]]). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ([[old:2ts:07:02|2 Цар VII:2-17]]; [[old:2ts:12:01|XII:1-25]]), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его [[old:2ts:12:25|2 Цар XII:25]]) и не по обиде на Адонию ([[old:3ts:01:10|3 Цар I:10-26]]), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ([[old:2ts:07:05|2 Цар VII:5]]; [[old:1par:22:09|1 Пар XXII:9-10]]). Семей - не враг Давида ([[old:2ts:16:05|2 Цар XVI:5]] и сл. ), казненный впоследствии Соломоном ([[old:3ts:02:46|3 Цар II:46]]), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем, гл. IV:18. Рисий (евр. Реи, LXX: Rhsei), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса - в нарицательном смысле: Σαμαίας καὶ oί ἑταῖροι κὐτοῦ οί ὄντες δυνατοί - как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Древн. VII:14: 4 - Δαβ´δου φίλος, друг Давида - название, напоминающее титул Xусия [[old:2ts:15:37|2 Цар XV:37]]; [[old:2ts:16:17|XVI:17]]); некоторые отождествляют Рисия со священником Ира ([[old:2ts:20:26|2 Цар XX:26]]). - "Сильные Давидовы" (евр. гибборим ашер ле Давид; LXX: οἱ δυνατοὶ τοῦ Δαβιδ, Vulg. : robur exereitus D. ) - гвардия телохранителей Давида, числом 37 ([[old:2ts:23:08|2 Цар XXIII:8-39]]; [[old:1par:11:10|1 Пар XI:10]]), называются также Xелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети, ниже ст. 38 и 44, сн. [[old:2ts:08:18|2 Цар VIII:18]]; [[old:2ts:15:18|XV:18]]; [[old:2ts:20:07|XX:7]], [[old:2ts:20:23|23]]; [[old:1par:18:17|1 Пар XVIII:17]]), начальником их был Ванея ([[old:2ts:08:18|2 Цар VIII:18]]; [[old:2ts:20:23|XX:23]]). По примеру Авессалома ([[old:2ts:15:08|2 Цар XV:8]], [[old:2ts:15:12|12]]) Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением - для придания делу религиозного отпечатка) "у камня Зохелет, что у источника Рогель" (евр. им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετὰ λίθου τῦ Ζωελεθ ὃς ἤν ἐχόμενα τῆς Ρωγηα. Vulg. : juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελέθ, Zoeteth) - по словопроизводству - "ползучий" камень или камень "змея" (может быть, название это имеет связь с "источником Драконовым", [[old:neem:02:13|Неем II:13]], но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию "медного змия" [[old:4ts:18:04|4 Цар XVIII:4]], как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ([[old:nav:15:07|Нав XV:7]]; [[old:nav:18:16|XVIII:16]]; Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм. ), к юго-востоку от Иерусалима ([[old:2ts:17:17|2 Цар XVII:17]]), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Древн. VII, 14, 4), "вне города, у ручья, в царcком парке" (ἐν τῶ βασιλικῶ παραδείσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой. **//Толковая Библия.//** [<10>]