[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 1:39 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский===== **И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон** Вам необходимо знать, что прообраз этого миропомазания находится в Ветхом Завете. Ибо когда Моисей передавал Божье повеление своему брату и поставлял его в первосвященника, то после омовения водой помазал его, и тот был назван помазанником, то есть от прообразовательного помазания. Так и архиерей, возводя Соломона на царство, помазал его после омовения //в Гионе//. Но //все это происходило с ними, как образы// [[new:1kor:10:11|(1 Кор 10:11)]]. С вами же не образно, но истинно, потому что поистине начало вашего спасения от Помазанного Духом Святым. Ибо Он поистине есть //начаток//, а вы - //целое//. А //если начаток свят// [[new:rim:11:16|(Рим 11:16)]], то очевидно, что святость перейдет и на целое. **//Мистагогические поучения.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон** Скиния, откуда Садок взял рог с елеем, - не Гаваонская ([[old:2par:01:03|2 Пар I:3]], [[old:2par:01:06|6]], ср. [[old:3ts:03:04|3 Цар III:4]]) - Гаваон лежал на расстоянии 4 римских миль от Иерусалима (Onomastik. 296), - а Сионская (см [[old:2ts:06:17|2 Цар VI:17]]; [[old:1par:15:01|1 Пар XV:1]]). Священный елей скинии приготовляем был нарочито указанным в [[old:ish:30:22|Исх XXX:22-32]] способом и был употребляем только для освящения скинии, ее утвари и священнослужителей; тела простых мирян было воспрещено помазывать им. Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. [[old:3ts:01:34|ст. 34]]) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя - в силу указанного (к [[old:3ts:01:34|ст. 34]]) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться "помазанником" (евр. машиах) Иеговы ([[old:2ts:02:10|2 Цар II:10]]; [[old:2ts:24:07|XXIV:7]]) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. [[old:3ts:01:13|13]], [[old:3ts:01:17|17]]). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (39), но и пророком Нафаном (34), подобно как помазание Саула ([[old:2ts:10:01|2 Цар X:1]]) и Давида ([[old:2ts:16:13|2 Цар XVI:13]]) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом ([[old:2ts:02:04|2 Цар II:4]]; [[old:2ts:05:03|V:3]]). По [[old:1par:29:22|1 Пар XXIX:22]], повторено было после помазание и над Соломоном. [<10>]