[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 2:25 ====== ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер** Некоторые негодовали на Соломона за убийство брата. Жизненные пути людей различны. Ибо одни подвизаются в вышнем любомудрии, иные - в так называемой политической добродетели, а иные управляют царством или войском. Поэтому о каждом следует рассуждать согласно тем делам, которыми он занимается. Так и от Соломона не должно требовать пророческого или апостольского совершенства, но того, которое подобает царям. Он знал, что Адония стремится к тирании, ибо тот пытался захватить царство. Когда он впервые дерзнул на это, Соломон простил его и пообещал, что удостоит его спасения, если тот будет держаться благоразумно. Когда же тот попросил наложницу отца, он не выполнил его просьбу, которая [явно] указывала на стремление к тирании, и, помышляя о непоколебимости царства, повелел убить его. **//Вопросы на Третью книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер** Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев[[old:3ts:01:38| (I:38)]], которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте ([[old:gen:37:36|Быт XXXVII:36]]) и Вавилонии ([[old:4ts:25:08|4 Цар XXV:8;]] [[old:dan:02:04|Дан II:4]]). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит говорит: "различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата" (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст. ), равно как и казнь Иоава (28-34 ст. ), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. [[old:3ts:01:07|I:7]]). Анафов - левитский город в Вениаминовом колене ([[old:nav:21:18|Нав XXI:18;]] [[old:is:10:30|Ис X:30;]] [[old:ier:01:01|Иер I:1]] и др. ), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии ([[old:ier:01:01|Иер I:1]]), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями - мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) //"носил ковчег Владыки Господа пред Давидом"// - в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома ([[old:2ts:15:24|2 Цар XV:24]] сл. ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид ([[old:1ts:22:20|1 Цар XXII:20]] сл. ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр. //лемалле//, ст. 27, слав. //"якоже сбытися"// вполне одинаково по значению с новозаветным //"да сбудется"//, ϊna plhrwqh, [[new:mf:01:22|Мф I:22]] и под. ), - грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия ([[old:2ts:03:31|2 Цар III:31-36]]): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара ([[old:1ts;22;20|1 Цар XXII:20]]), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. [[old:chis:25:13|Чис XXV:13]]; [[old:1par:24:05|1 Пар XXIV:5-6]]). См. также Толкование на [[old:3ts:02:23#lopuxin_ap|3 Цар. 2:23]] [<10>]