[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 3:6 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-9 **И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой - среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим** "Досточудны слова, произнесенные Соломоном в молитве. Ибо, воспомянув о тех благах, какие имел отец, и восхвалив Подателя оных, он принес моление и о себе; (7-9 ст. )... В сих словах показал он и немощь естества, и несовершенство возраста, и величие данной власти, и опасность погрешить в суде, и необходимость благоразумия, и смышленность в прошении" (блаж. Феодорит, вопр. 12). Признавая милости Иеговы Давиду в жизни его вообще, и, в частности, в даровании его престола сыну его (6), Соломон именует себя самого "отроком малым, не знающим ни выхода, ни входа" (7), конечно, в соотношении его неопытности с важностью и тяжестью задач народоправления, а не по действительной маловозрастности Соломона (по И. Флав. , Древн. VIII, 7, 8, Соломону в это время было 10 лет, но некоторым раввинам 12 лет); из снесения [[old:3ts:11:42|3 Цар XI:42]] и [[old:3ts:14:21|XIV:21]] видно, что при начале своего царствования Соломон имел уже однолетнего сына Ровоама, след., был по крайней мере 19-20 лет от роду, и Давид ([[old:3ts:02:06|II:6]], [[old:3ts:02:09|9]]) называл его иш хакам, мужем мудрым. Выражение "не знать ни входа, ни выхода" означает образ действия и направления жизни человека вообще ([[old:vtor:31:02|Втор XXXI:2]]; [[old:ier:10:23|Иер X:23]]; [[old:ps:120:08|Пс CXX:8]] и др. ), но преимущественно употребляется о предводительстве на войне ([[old:1ts:18:13|1 Цар XVIII:13]], [[old:1ts:18:16|16]]; [[old:2ts:03:25|2 Цар III:25]]; [[old:2ts:05:02|V:2]]): здесь царская власть есть прежде всего предводительство народом на войне, а в ст. 9 она понимается в смысле главным образом судейской функции (сн. [[old:3ts:03:16|ст. 16]] сл. ); обе стороны нераздельно мыслились в древнееврейском представлении (как и восточном вообще) царя (ср. [[old:1ts:08:06|1 Цар VIII:6]], [[old:1ts:08:20|20]]; [[old:2ts:15:02|2 Цар XV:2-4]]). [<10>]