[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 4:29 ====== ===== Ориген ===== **И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря** А то, что наше учение хочет, чтобы мы были мудрыми, можно показать не только из древних иудейских писаний, которыми и мы пользуемся, но и из тех Писаний, которые написаны после Иисуса и признаются в церквах божественными. Так, в пятидесятом псалме написано, что Давид говорит в молитве к Богу: //Тайное и скрытое мудрости Твоей явил мне// [[old:ps:050:08|(Пс 50:8)]]. И кто обращался к псалмам, тот, конечно, может найти, что эта книга преисполнена множеством мудрых наставлений. И Соломон, поскольку попросил мудрости, получил ее; и следы его мудрости можно усмотреть в его писаниях, где в кратких изречениях содержатся возвышенные мысли. Он во многих местах восхваляет мудрость и побуждает к необходимости стяжать ее. И сам Соломон был настолько мудр, что даже царица Савская, услышав его имя и имя Господа, //пришла испытать его загадками// [[old:3ts:10:01|(3 Цар 10:1)]]. И она //беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона// [[old:3ts:10:02|(3 Цар 10:2-4)]] и все то имущество, которым он владел, так что не могла удержаться, чтобы не сказать царю: //верно то, что я слышала в земле своей// о тебе //и о мудрости твоей; но я не верила// тем, которые говорили мне, //доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала// [[old:3ts:10:06|(3 Цар 10:6-7)]]. **//Против Цельса.//** ---- Как мне кажется, греческие мудрецы заимствовали эти [знания] у Соломона, поскольку он узнал это через Дух Божий по времени намного раньше их, и выставили за свое изобретение, поместили в книги своих учений и оставили, дабы передать потомкам. Но это, как мы сказали, Соломон обнаружил раньше всех и преподал благодаря мудрости, которую получил от Бога, как написано: **И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря**. //И была мудрость Соломона выше мудрости всех древних и всех мудрецов египетских// [[old:3ts:04:30|(3 Цар 4:30)]]. Итак, Соломон, желая разделить и распределить по порядку эти три учения, которые выше мы назвали общими, то есть нравственное, естественное и умозрительное, изложил их в трех книгах, каждая из которых идет последовательно в том же порядке. Сначала он преподал нравственное [учение] в Притчах, излагая жизненные установления в сжатых и кратких изречениях. Затем он поместил в Екклезиасте то, что называется естественным, где, рассуждая много о естественных вещах и отделяя пустое и тщетное от полезного и необходимого, он убеждает, что нужно оставить тщету и следовать полезному и правильному. А умозрительное учение он изложил в этой книжке, которая у нас под рукой, то есть в Песни Песней. Здесь он внушает душе любовь к небесному и божественному через образ жениха и невесты, научая тому, что к общению с Богом нужно идти путями привязанности и любви. Именно этим он закладывает основы истинного любомудрия и определяет порядок учений и установлений. **//Комментарий на Песнь песней.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-34 **И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его** Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости - не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. [[old:3ts:03:16|III:16]]), но и в смысле религиозной мудрости жизни (//хокма//), остроты, проницательности разумения (//тебуна//), широты умственного кругозора (//рохав-лев//) - способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех //"сынов востока"// (//бене-кодем//, Vulg. : "orientalium"; LXX, слав. : arcaiwn anqrwpwn, //"древних человек"//; так и И. Флав., но сопоставление "древних" и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью ([[old:ier:49:07|Иер XLIX:7]]; Авд 9; Варух III:22-23); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку ([[old:is:19:11|Ис XIX:11]]; [[new:act:07:22|Деян VII:22]]; И. Флав. : Древн. VIII, 2, 5). - Из самого народа еврейского "в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно" (блаж. Феодорит, вопр. 17), таковы: "Бефан (LXX: Gaiqan, слав. : "Гефан"), Еман, Xалкол и Дарда". Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в [[old:1par:02:06|1 Пар II:6]] сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана - Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты - певцы ([[old:1par:15:17|1 Пар XV:17-19]]), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке [[old:ps:088:start|Пс LXXXVIII]] (Евр 89), а второго - [[old:is:87:start|Ис LXXXVII]] (Евр 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Xалкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: **1**) притчи, **2**) песни и **3**) произведения по естественной истории. Притча, евр. //"машал"//, греч. parabolh, paroimia - краткое выразительное изречение, сжато выражающее мысль, применимую ко многим случаям жизни, - изречение, имеющее большей частью дидактическую цель ([[old:pr:01:01|Притч I:1-8]]; [[old:pr:10:01|X:1]]; [[old:pr:25:01|XXV:1]]; [[old:pr:26:07|XXVI:7]], [[old:pr:26:09|9]]; [[old:ekl:12:09|Еккл XII:9]]; [[old:iov:13:12|Иов XIII:12]]; [[old:iov:27:01|XXVII:1]]). Круглое и определенное число Соломоновых притч 3000 показывает, что они были записаны в книгу, но библейская книга Притчей (//Мишле//) Соломоновых может заключать лишь незначительную часть всех притчей Соломона (в кн. Притчей всего 915 стихов), следовательно, остальные не сохранились. Еще менее сохранилось из песней (//шир//, wdh, carmen) Соломона, которых было 1005 (по LXX слав. - 5000): кн. Песнь Песней (//шир-га-ширим//) представляет Соломона действующим лицом, а не есть чисто лирическое произведение его вдохновения; принадлежность Соломону надписываемых его именем псалмов LXXI и CXXVI (евр. 72 и 127) оспаривается на том основании, что надписание это указывает не на авторство Соломона, а на посвящение их ему (в новое время толкователи считают Соломона писателем песней II и CXXXI). Во всяком случае, Соломон заявил себя творчеством в двух основных типах древнееврейской поэзии: дидактической (//машал//) и лирической (шир). Но мудрость Соломона выразилась не только в духовном, религиозно-нравоучительном творчестве, но и в естествоведении - сведениях по ботанике и зоологии. В первой - "от кедра до иссопа" (//еzоb//, usswpoV, ср. [[old:ish:12:22|Исх XII:22]]; [[old:lev:14:04|Лев XIV:4]], [[old:lev:14:06|6]]; [[old:chis:19:06|Чис XIX:6]], [[old:chis:19:18|18]]; [[old:ps:050:09|Пс L:9]]; в рассматриваемом месте, может быть, мох); во второй - о всех четырех категориях животного царства, признававшихся древними евреями: четвероногих, птицах, пресмыкающихся, рыбах (см. [[old:gen:06:20|Быт VI:20]]; [[old:gen:07:08|VII:8]]). Так, "Соломон описал свойства и силы трав, деревьев и даже бессловесных животных. Отсюда весьма многое заимствовали и написавшие врачебные книги, написанное Соломоном приняв для себя первым источником" (блаж. Феодорит, вопр. 18). Конечно, точные размеры знаний Соломона по ботанике и зоологии неизвестны (ср. [[old:pr:07:17|Притч VII:17]]). Приписываемое Соломону И. Флавием (Древн. VIII, 2, 5) искусство входит в общение с демонами на пользу людям, а также заклинания и волшебные формулы с именем Соломона (Иуд. война I, 32, 2; II, 6, 3; VII, 6, 3) относятся уже к области мифологии, нашедшей полное развитие в Талмуде (тракт. "Гиттин") и затем в Коране (гл. 27, ст. 15 сл. : по Корану, Соломон понимал язык демонов, зверей, птиц, муравьев). Вся вообще мистическая литература Востока ставила себя в генетическую связь с именем Соломона. Мудрость Соломона привлекала к нему не только соотечественников, но и иноземцев, даже царей, как царица Савская (ст. 34, сн. [[old:3ts:10:01|X:1]]). См. также Толкование на [[old:3ts:04:21#lopuxin_ap|3 Цар. 4:21]] [<10>]