[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 6:7 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его** Христос стучит рукой, чтобы ты открыл, а противник вырубает дверь топорами; потому и написано, что ни молот, ни тесло не должны входить в дом Божий. Вне должны оставаться гордость и обман, [не входить] внутрь; //отвне// должны быть сражения, внутри - мир, //который превыше всякого ума// [[new:fil:04:07|(Флп 4:7)]]. Пусть душа твоя не будет пронзённой железом, но войдёт в железо, как душа Иосифа. Иначе главное, что в тебе есть, как бы некая скиния Слова, окажется разрушенным в самом начале веры и духовного познания. **//О молитве Иова и Давида.//** ===== Ориген ===== **Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его** //Каким образом//, сказано, //был разбит и сокрушен молот всей земли? Как дошел до погибели Вавилон?// [[old:ier:50:23|(Иер 50:23)]]. Между тем, следует спросить, //кто этот молот всей земли// или какое разрушение ему предсказано, потому что прежде он //был разбит//, а затем //сокрушен//, чтобы, собрав все, где - либо написанное о //молоте//, и узнав его имя, нам исследовать также смысл имени на тех примерах, которые мы приводим. Некогда, согласно 3-й книге Царств, строился //дом Богу// [[old:3ts:06:01|(3 Цар 6:1)]], и строил и возводил его Соломон. И там же, будто в похвалу, говорится о доме Божьем, что **ни молота, ни тесла не было слышно в доме Божьем**. Следовательно, если **молота не было слышно в доме Божьем**, а дом Божий - это Церковь, то **молота не было слышно** в Церкви. Кто же этот молот, желающий удержать камни для строительства храма, чтобы они, сокрушенные, не подошли для его основания? Смотри, не Завул ли //молот всей земли//? Молот всей земли - дьявол. **//Гомилии на Книгу Иеремии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его** Если одни работы - по отделке дерева и камня производились далеко в Ливане, то другие работы - литейные - были исполняемы в Иорданской долине на месте между Сокхофом и Цартаном ([[old:3ts:07:46|3 Цар VII:46]]; [[old:2par:04:17|2 Пар IV:17]]), т. е. в ближайшем к Иерусалиму месте, где можно было найти необходимую для литейных работ кирпичную землю и песок. Таким образом, на месте строения храма, по библейскому выражению, не было слышно ни молота, ни топора, ни другого орудия. Менее всего, однако, следует отсюда, что храм был деревянный (мнение Штиглица, Шнаазе, Гринейзена) или же, что стены его представляли деревянные рамы, наполненные камнями (мнение раввинов): на самом деле каменные стены были лишь обложены кедровым деревом ([[old:3ts:06:15|ст. 15]]), откуда и образное выражение: //"и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный//" ([[new:1pet:02:05|1 Пет II:5]]). [<10>]