[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 6:17 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма** Мы уже сказали, что сам храм до входа в давир является образом нынешней Церкви. Он действительно имел длину в сорок локтей, поскольку это число часто используется для обозначения теперешних трудностей верующих, подобно тому как число пятьдесят обозначает грядущий мир и покой. Число десять заключает в себе заповеди, соблюдение которых ведёт в жизнь. Соответственно, число десять обозначает и саму жизнь вечную, которой мы жаждем и ради которой живём. Однако мир, в котором мы стремимся обрести эту жизнь, является квадратным. Потому и псалмопевец, предвидя Церковь, которая собрана будет из народов, говорил: //И собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря// [[old:ps:106:03|(Пс 106:3)]]. Если же десять умножить на четыре, будет сорок. Потому и освобождённый из Египта народ, который есть образ теперешней Церкви, подвергался столь многим тяготам в течение сорока лет в пустыне, но в это же время освежал себя манной небесной, так что смог в конце концов достичь издавна обетованной ему земли. Он подвергался испытаниям в течение сорока лет, дабы привлечь внимание к трудностям, с которыми сталкивается Церковь во всём мире, соблюдая закон Божий; он кормился манной небесной в эти сорок лет, чтобы показать, что сами страдания, которые претерпевает Церковь в надежде на небесный динарий, то есть вечное блаженство, облегчаются, потому что //блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся// [[new:mf:05:06|(Мф 5:6)]], и потому что та же Церковь поёт Своему Искупителю: //А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим// [[old:ps:016:15|(Пс 16:15)]]. Таким же образом и народ Божий и подвержен невзгодам, и насыщается манной, подтверждая сказанное апостолом: //Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы// [[new:rim:12:12|(Рим 12:12)]]. В этом же образе Господь наш постился сорок дней перед Своей телесной смертью, а затем после воскресения ещё сорок дней вкушал вместе со Своими учениками, //которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем// [[new:act:01:03|(Деян 1:3)]]. Постясь, Он показал Собой наши труды, принимая еду и питие с учениками, Он явил нам Своё утешение. Постясь, Он будто бы восклицал: //Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими// [[new:lk:21:34|(Лк 21:34)]]; вкушая, Он словно бы восклицал: //И се, Я с вами во все дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф 28:20)]], а также: //Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас// [[new:in:16:22|(Ин 16:22)]]. Ведь как только мы ступаем на стезю Господню, мы и постимся от суетности этого мира, и ободряемся обетованием мира грядущего, не связывая сердце наше этой жизнью внизу, но устремляя его к жизни горней. **//О храме.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма** Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины - 30 л. составляли его высоту, 1/2 - 20 л. - ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма, //гекал//, naoV, templum. [<10>]