[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 7:13 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 13-14 **И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы** Так сделано было в силу таинства. Тирянин-медник, которого Соломон призвал на помощь, обозначает служителей слова, избранных из язычников. Красивый приём - упоминание об умении и искусстве, ибо он был сыном вдовы-израильтянки, в лице которой обычно понимается прообраз Церкви нынешнего дня, за которую супруг её, то есть Христос, вкусив смерть, воскрес и взошёл на Небеса, оставив её временно странствовать на земле. Нет нужды трудиться над разъяснением, как сыны этой вдовы становятся проповедниками, ибо все избранные - каждый в отдельности - исповедуют себя сынами Церкви. А в отношении проповедников Нового Завета в словах пророка высказывается особое обетование: //Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле// [[old:ps:044:17|(Пс 44:17)]]. Вот, Хирам выполнил всю работу для Соломона: то есть святые учители, преданно подвизаясь служению слову, действительно делают Божье дело, потому что, обращаясь вовне, они открывают путь истины тем, кого Сам Он предназначил к жизни вечной, осветив их изнутри. //Я насадил//, - говорит Павел, - //Аполлос поливал, но возрастил Бог// [[new:1kor:03:06|(1 Кор 3:6)]]. Кроме того, Хирам работал с медью, потому что деятельный учитель старается вверить слово тем, кто желают его принять с почтением и хранить до конца, кто распростаняют то учение истины, которое получили сами. Ведь известно, что медь - очень прочный металл и что она производит разнообразные звуки. **//О храме.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его Тирянин был медник; он владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы** //Xрамовые принадлежности и украшения.// Отсутствие необходимых для резных и подобных работ мастеров среди евреев побудило Соломона вызвать мастера из Тира; то был Xирам (по [[old:2par:02:13|2 Пар II:13]], Xирам-Авия), по отцу финикиянин, по матери - из евреев (по кн. Царств, мать его была из колена Неффалимова, а по [[old:2par:02:14|2 Пар II:14]], из Данова). [Позднейшее иудейство пыталось представить Xирама чистым евреем. Так, Иосиф Флавий (Древн. VIII, 3; 4) говорит, что "отцом Xирама был Урия, израильтянин родом". Возможно здесь сказалось тщеславное желание приписать замечательные работы в храме человеку чисто еврейского происхождения, а не иноземцу, хотя и по Библии, Xирам или Xирам-Авия лишь наполовину был таким. Ср. W. Nowack. Hebr. Archäologie, Ватик. сп. П., 5-32]. Xудожественные способности Xирама изображаются подобно дарованиям художника Веселиила [[old:ish:31:03|(Исх XXXI:3-5)]], работавшего по благоукрашению скинии. Из работ, произведенных Xирамом, книга Царств называет только совершенно новые, а не такие, подобные которым имели место уже в скинии Моисеевой. Так, книга Царств не упоминает об устройстве Xирамом нового, медного жертвенника всесожжений (с медными стенками, а внутри он был наполнен дикими камнями и землей), о чем узнаем только из [[old:2par:04:01|2 Пар IV:1]]. [<10>]