[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 7:24 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем** «**И под краем его шла резьба, окружая море на десять локтей; два ряда было литой резьбы** [исторических сцен]» [Беда цитирует Вульгату, текст которой в этом месте отличается от еврейского текста: Et scalp­tura subter labi­um circuibat illud decem cubitis ambiens mare, duo ordines scalpturarum histriatarum erant fusiles - Прим. ред.]. И так как выше было сказано, что снурок длиной в тридцать локтей окружал море, а теперь сообщается, что резьба под краем моря тянулась на десять локтей, то из двух сообщений становится очевидно, что сосуд этот имел форму фиала, выгнутого назад и расширенного вверху, поскольку длина окружности в тридцать локтей по самому краю сужалась до десяти локтей. Резьба же изображала некоторые исторические события. Потому и верно, что резьба, окружавшая море, действительно изображает примеры из прежних времён, в которые нам нужно вдумчиво всмотреться, чтобы увидеть, какими делами изначально святые угождали Богу, с каким упрямством негодные [люди] совершали преступления и в какой порочности они за свои преступления погибали. Как Каин был осуждён за зависть ещё на заре рождающегося мира, а Авель увенчан за заслуги праведности. Как Ламех был проклят за прелюбодеяние и убийство, а Енох возвращён в рай за благочестие. Как после потопа Хам был проклят отцом за непочтительность сына, а потомки Сима и Иафета за почтение и послушание удостоились вечного благословения. Как Авраам стал наследником обетования Бога в признание веры его, тогда как наследием множества народов осталось неверие. Как после прихода Господа во плоти отвержена была Иудея за оскорбительное неверие, а язычники возвращены к спасению через благодать веры; и всякое другое в обоих Заветах, что, при внимательном и набожном осмыслении, приносит большую пользу всем благоразумным людям. Смысл двух рядов резных [изображений] на медном море заключается, вероятно, в том, что погружающиеся в крещенский источник должны внимательно выслушать истории обоих Заветов. Смысл же длины окружности в десять локтей в том, что они должны стремиться подражать тем [персонажам] в этих историях, которые преданы исполнению небесных заповедей и целиком захвачены снисканием небесных наград. **//О храме.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем** См. Толкование на [[old:3ts:07:23#lopuxin_ap|3 Цар. 7:23]] [<10>]