[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:9 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова. **И не бе в кивоте, кроме скрижалей завета, яже положи тамо Моисей в Хориве, яже завеща Господь** **Скрижали** с десятью заповедями закона, по повелению Божию, вложены были **Моисеем** для постоянного хранения в **кивот завета** [[old:ish:25:16|(Исх. 25:16]], [[old:ish:40:20|40:20)]], и хранились в **кивоте** неприкосновенно даже во время захвата его Филистимлянами. **Кроме скрижалей в ковчеге ничего не было** ни в скинии во все время ее существования, ни в храме, по крайней мере при Соломоне. Книга закона – подробных статей закона церковного и гражданского, разновременно данных Богом чрез **Моисея**, – хранилась одесную **ковчега** завета [[old:vtor:31:26|(Втор. 31:26)]]. Не в **ковчеге**, а перед ним, поставлен был золотой сосуд с манною на память того, что Евреи в течение сорока лет странствования питались этою чудесною пищею [[old:ish:16:34|(Исх. 16:34)]]. Впоследствии к этой святыне присоединен был жезл Аарона процветший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященнических [[old:chis:17:10|(Чис. 17:10)]]. Если же Ап. Павел в послании к Евреям [[new:evr:09:04|(Евр. 9:4)]] говорит, что в ковчеге же вместе с скрижалями хранилась манна и жезл Ааронов, то надобно думать, или что манна и жезл вложены в ковчег уже после Соломона для вернейшего хранения, или что выражение в нем же, употребленное Апостолом относительно ковчега, как хранилища манны и жезла, можно понимать в более широком смысле, – именно в смысле – где. Так и переведено это выражение в Русском издании послания к Евреям. – **Яже завеща Господь**. – **Яже** это сказано о **скрижалях**, но относится собственно к заповедям, начертанным на **скрижалях** и составляющим условия **завета** с Богом со стороны Евреев. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.** Ср. [[old:vtor:10:05|Втор. 10:5]]; [[new:evr:09:04|Евр. 9:4]]. [<10>]