[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:27 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил** Соломон, слыша эти слова своего отца Давида, когда построил чудесный храм и провидел Грядущего в него, с удивлением говорит: Поистине, **Богу ли жить с людьми на земле?** Истинно так, говорит Давид, предвосхищая [ответ] в надписанном на Соломона псалме, где говорится: //Он сойдет, как дождь на скошенный луг// [[old:ps:071:06|(Пс. 71:6)]]. И дождь означает Его небесное происхождение, а скошенный луг - человечество. Ибо дождь, падая на скошенный луг, падает без шума, как и волхвы, когда была неизвестна тайна рождения, говорили: //Где родившийся Царь Иудейский// [[new:mf:02:04|(Мф. 2:4)]]? И Ирод, придя в замешательство, выведывал о Родившемся и спрашивал: «Где Христос рождается?». //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил** Соломон, сын Давидов, в книгах, надписанных «Царства», понимая, что устройство истинного храма не только небесное и духовное, но относится также и к плоти, которую Сын и Господь Давидов должен был устроить для Своего пришествия, где Он решил установить словно бы некое живое изваяние, и для Церкви, воздвигаемой по собранию веры, дословно говорит: «Ужели Бог будет истинно жить с людьми на земле?» И Он живет на земле, облеченный плотью, и жительство Его, созидающего и воздвигающего святой храм, с людьми совершается в сочетании и согласии с праведниками. Ибо праведники суть земля, и они еще облечены землей и словно бы сравниваются с величием Господа. Об этом-то и блаженный Петр не медлит сказать: //И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом// [[new:1pet:02:05|(1 Пет. 2:5)]]. А о теле, которое по ограничению Он посвятил Себе как богодухновенное место, Господь сказал: //Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19-21)]]. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил** См. Толкование на [[new:act:07:48#svt_filaret_drozdov|Деян. 7:48]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия из 3-ей книги Царств в день памяти обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сентября, во дни памяти равноапостольных царей Константина и Елены, 23 мая, и равноапостольного князя Владимира, 15 июля, и в праздник Нерукотворенного Образа, 16 августа (8:22–23, 27–30). В сей паримии содержится часть молитвы Соломона при освящении храма. **Аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей, егоже создах имени Твоему** **Небо**, не могущее вместить Бога, есть видимое **небо** – воздушное и звездное. **Небо небесе** – это высочайшая и отдаленнейшая, недоступная никакому зрению, пространства **неба**. Подобные выражения, заменяющие превосходную степень нередко встречаются в Библии, например, раб рабов, что значит самый уничиженный раб (сказано о Ханаане, осужденном на рабскую долю, [[old:gen:09:25|Быт. 9:25]]), Песнь песней – величайшая по содержанию и значению песнь, – Святая Святых – высочайшее святое место – суета сует – величайшая крайняя суета [[old:ekl:01:02|(Еккл. 1:2)]]. – Исповедуя безмерное величие Господа, невместимого не только в земном **храме**, но и во всем мире и за пределами мира, **Соломон** хотел сказать не то, что земной **храм** не может быть местом обитания Божия, а то, что обитание Его в **храме** не следует понимать, как обитание человека в одном доме; человек, обитающий в одном месте, не может в то же время присутствовать в других местах. Думать подобное о Боге, как и думали иногда Иудеи, за что и обличаемы были пророками [[old:mih:03:04|(Мих. 3:4]] и д.; [[old:ier:07:04|Иер. 7:4]], [[old:ier:23:24|23:24]]; [[old:is:66:01|Ис. 66:1–2)]], было бы недостойно величия Божия, несогласно с верою в вездеприсутствие Господа. Это неправильное мнение, без сомнения, имеет в виду и **Соломон**, когда исповедует, что **небо небесе** не довлеют Господу, не говоря уже о земном **храме**. Господь благоволит пребывать в земном **храме**, но не привязан к нему так, чтобы не присутствовать в то же время повсюду и чтобы существовали какие-нибудь границы Его вездеприсутствию. Он выше всяких границ места, как и времени. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил** Итак, один Бог, Отец и Сын и Святой Дух, наполняет всё, вмещает всё; и как всё пребывает в каждой вещи, так и всё во всём; как всё в малых, так всё и в больших творениях. Так по природе, но не по благодати. Когда она творит людей, то при этом их не спасает. Когда она их формирует, то при этом не переделывает. Когда она заставляет солнце всходить над добрыми и злыми, то не делает того же, когда солнце Правды встаёт над теми, на кого прежде изливается даром благодати свет не плоти, а сердца. И как всем надлежит родиться по природе, так не всем предстоит возродиться по благодати. И так как Отец, Сын и Святой Дух по природе - один Бог, вечный и бесконечный, то нет ничего на небе, на земле, над небом, ни в чём, что Он сотворил (ибо ничего нет, чего бы Он не сотворил), где бы не было того Самого единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. В Боге нет ни изменения во времени, ни способности быть вмещённым в пространство. Как истинно сказал Соломон при освящении храма: **Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]**. //**О воплощении Сына Божьего.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-30 **Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй.** [[old:2par:06:18|(2 Пар. 6:18-21)]]: прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: "небо и небо небес" (ср. [[old:vtor:10:14|Втор. 10:14]]); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. [[old:is:40:22|Ис. 40:22]]; [[old:is:66:01|66:1]]): отношение Иеговы к храму Его имени - безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. [[old:vtor:12:11|Втор. 12:11]]; [[old:3ts:09:03|3 Цар. 9:3]]; [[old:4ts:21:04|4 Цар. 21:4]]), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (28-30), преимущественно о прощении грехов (30, сл. 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением [[old:3ts:08:29|(ст. 29)]] следуют семь отдельных и более частных прошений (31-53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 - число священное, число полноты и совершенства [[old:gen:21:28|(Быт. 21:28]]; [[old:ish:37:23|Исх. 37:23]]; [[old:lev:04:06|Лев. 4:6)]] и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]]. [<10>]