[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:46 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-50 **Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую** ([[old:2par:06:36|2 Пар VI:36-39]]). Седьмой случай: пленение всего Израиля в землю иноплеменников (ср. [[old:3ts:08:33|ст. 33-34]]): в том и другом случае молитвенное покаянное обращение Израиля к Иегове, к святой земле, Иерусалиму и храму ([[old:3ts:08:44|ст. 44]], [[old:3ts:08:48|48]]) должно низвести милосердие Божие на молящихся и кающихся: в том и другом случае - дать народу потребное для него ([[old:3ts:08:45|45]], [[old:3ts:08:49|49-50]]). В этом разделе указывали (Тений, Бенцингер, Киттель и др. ) признаки позднейшего послепленного его происхождения: а) обычай обращения в молитве к святой земле, Иерусалиму и храму будто бы только послепленного происхождения ([[old:dan:06:10|Дан VI:10]], Евр 11; [[old:2ezd:04:58|2 Езд IV:58]]). Однако это столь естественное положение молящегося могло быть в обычае задолго до плена (ср. [[old:ps:005:08|Пс V:8]]; [[old:ps:027:02|XXVII:2]]) и только формулировано в законное обязательство в традиционном раввинском законодательстве (по Мидрашу Сифре 71 в., молящийся вне земли Израилевой обращается по направлению к святой земле, а молящийся в самой святой земле обращается к храму), б) Плен вавилонский, о котором будто бы со всей определенностью говорится в [[old:3ts:08:46|ст. 46-50]], говорят, не мог быть предвиден Соломоном, след., изображение это могло явиться только после плена. Но пленение и массовое переселение покоренных народов в иные земли были общим обычаем древних восточных деспотов, и нет ничего непонятного в том, что Соломон, после указания ряда других бедствий, называет и возможное пленение, тем более что оно предуказано и в Пятокнижии ([[old:lev:26:33|Лев XXVI:33]]; [[old:vtor:28:25|Втор XXVIII:25]], [[old:vtor:28:36|36]], [[old:vtor:28:64|64]]), и как в последнем, так и у Соломона изображение плена имеет общий характер, без указания специфических черт именно вавилонского; в) Напрасно также формула исповедания грехов //"мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"// (47) считается некоторыми толкователями происшедшею только в плену вавилонском. На самом деле исповедание это, столь естественное для кающегося грешника, употреблялось не только в плену и после него ([[old:dan:09:05|Дан IX:5]]), но и до плена, и при том задолго до него ([[old:chis:14:18|Чис XIV:18-20]]; [[old:1ts:07:06|1 Цар VII:6]]; [[old:ps:050:06|Пс L:6]]; [[old:ps:031:05|XXXI:5]]). В данном месте исповедание это тем уместнее, что здесь же ясно выражено библейское учение о всеобщей склонности людей ко греху: //"нет человека, который не согрешил бы"// ([[old:3ts:08:46|ст. 46]], сн. [[old:iov:14:04|Иов XIV:4]] [[old:pr:20:09|Притч XX:9]]; [[old:ekl:07:20|Еккл VII:20]]; [[old:ps:050:07|Пс L:7]]; [[old:prsir:07:05|Сир VII:5]]; [[old:3ezd:08:35|3 Езд VIII:35]]; [[new:1in:01:08|1 Ин I:8]]). [<10>]