[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 9:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне** //Новое откровение Соломону.// "По окончании праздника Владыка Бог снова является Соломону, устрояя сие во спасение, чтобы, освободившись от забот, не предался лености и по необходимости припоминал законы Его, обещает же подтвердить обетование, данное отцу, а преступникам законов угрожает гибелью и тем, что ради них освященный храм оставит пустым" (блаж. Феодор., вопр. 30). Таким образом, блаж. Феодорит относит это второе (после Гаваонского, [[old:3ts:03:05|3 Цар III:5]]) или собственно третье (если считать бывшее во время построения храма [[old:3ts:06:11|VI:11-13]]) откровение Бога Соломону ко времени непосредственно после освящения храма. Иудейская традиция (Мидраш Wajiqra R. ad Лев X) относила это Богоявление даже прямо на ночь, последовавшую за освящением храма [По освящении храма, рассказывает Мидраш, Соломон отпраздновал свой брак с дочерью Фараона: вследствие распущенного веселья, царившего на брачном пиршестве, Соломон проспал время совершения утренней жертвы, и притом лишил и народ возможности принести ее, так как ключи от храма хранились у Соломона. Вообще, по мысли традиции, момент освящения храма был и началом отступничества Соломона]. В пользу этого могло бы говорить то, что слова откровения (ср. [[old:2par:07:12|2 Пар VII:12-16]]) в этот раз имеют характер ответа на молитву Соломона. Однако если данное откровение по содержанию своему несомненно имеет связь с описанным в предыдущей (VIII) главе освящением храма, то время этого откровения, по прямому свидетельству библейского текста ([[old:3ts:09:01|IX:1]]), определяется так: "после того, как Соломон кончил строение дома Господня и дома царского", т. е. не менее 13-ти лет спустя по освящении храма ([[old:3ts:06:38|VI:38]];[[old:3ts:07:01| VII:1]]) или 20 лет спустя от закладки храма ([[old:3ts:06:01|VI:1]]; [[old:3ts:09:10|IX:10]]; [[old:2par:08:01|2 Пар VIII:1]]), иначе - на 24-м году царствования Соломона. По мысли митр. Моск. Филарета, "намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою заканчивается. Конечно, Серцеведец, близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, чтобы предостерегать его". Таким образом, описанное в [[old:3ts:09:01|IX:1-9]] откровение Божие Соломону произошло в момент расцвета его внешней славы и силы, с чем совпало и предвестие его будущего падения (ср. [[old:3ts:11:01|XI:1-9]]). [<10>]