[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 10:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками** Царица Савская была овцой, пришедшей в стан волков; и Соломон действительно дал ей светильник истины и взял её в жёны, когда совершилось его падение. Она просветилась и удалилась, но они пребывали во тьме, как им и было свойственно. //**Гимны о вере.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками** //Посещение царицы Савской.// Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. //Шеба//) обыкновенно считается Счастливая Аравия ([[old:gen:10:07|Быт X:7]]; [[old:1par:01:09|1 Пар I:9]]). По И. Флавию (Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий - Иероним (Onomast 807) и блаж. Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа - кушитским ([[old:is:13:03|Ис XIII:3]]; [[old:ps:071:10|Пс LXXI:10]]). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской - Билькис. Цель посещения царицы Савской определяется так: //"пришла испытать его// (Соломона) //загадками"//; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. [[old:sud:14:12|Суд XIV:12-19]]). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Xирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ([[new:mf:12:42|Мф XII:42]]; [[new:lk:11:31|Лк XI:31]]) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Xристу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаж. Феодорит, вопр. 33). [<10>]