[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 11:4 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его** Как страсти ослепляют человека! До каких ужасных крайностей доводят они того, кем овладевают! Не будучи обуздываемы, они, подобно бурному потоку, увлекают человека в бездну греха и погибели. Так Соломон, ослепленный чувственностью и женолюбием, делается поклонником идолов и созидает им храмы [[old:3ts:11:07|(3 Цар. 11:7)]]! //**Начертание Церковно-Библейской истории.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его** То, что закон имел предупредить запрещением браков с хананеянками - именно соблазн служения их богам, стало фактом в старости Соломона: под влиянием жен идолопоклонниц, при расслабляющем влиянии неги, роскоши и распущенности, ослабела энергия духа Соломонова в служении Иегове, совершенной преданности Иегове теперь не было в его сердце (4, 6; ср. [[old:prsir:47:22|Сир XLVII:22-23]]). "Измена его своей религии состоит в равнодушии к ней и в соблазнительной терпимости по отношению к языческим религиям". Он не только дозволяет существование идолопоклонства в теократическом царстве, но и сам строит капища другим богам, содержит, быть может, служителей их на свой счет, принимает с женами своими участие, хотя бы внешнее, в культах их (ср. блаж. Феодорит, вопр. 37). Божества эти - все ханаанские. Астарта (евр. //ашторет//, мн. ч. //аштарот//, греч. Astarth) здесь ([[old:3ts:11:05|ст. 5]]) названа божеством Сидонским, след. финикийским; почитали ее филистимляне ([[old:1ts:31:10|1 Цар XXXI:10]]) и все вообще хананеяне наряду с Ваалом ([[old:sud:02:13|Суд II:13]]; [[old:sud:10:16|X:16]]). Имя Астарта, вероятно, родственно с именем вавилонской богини Истар, близки обе богини и по значению: та и другая были богиней жизни, плодородия, любви, с другой стороны - охоты, войны. Двоякому значению Астарты соответствовал и двойной символ ее: она изображалась, с одной стороны, в виде женщины с покрывалом на голове в виде рогов луны (на такой символ Астарты указывает собственное имя местности в Палестине: Аштероф-Карнаим, [[old:gen:14:05|Быт XIV:5]] - "Астарта с рогами"; в Карфагене Астарта изображалась в виде полнолуния; в Египте - луной в виде серпа); отсюда название Астарты у классиков: Ourania, Coeletis, что вполне согласно о усвояемым в Библии именем Астарте "богиня неба" ([[old:ier:07:18|Иер VII:18]]; [[old:ier:44:17|XLIV:17-18]]); с другой стороны, как богиня плодородия, Астарта имела своими символами: корову (иногда с теленком), кипарис, пальму с плодами и мак. Если Ваалу, богу солнца, служение совершалось на высотах, то Астарте - в долинах и рощах. Xарактер культа, соответственно двойственному значению богини, был двоякий: частью суровый - самооскопление в честь богини войны, частью чувственный - постыдного разврата (Иер 42-43). Классики поэтому отождествляли Астарту с Афродитой или Венерой (ср. блаж. Феодорит, вопр. 50). Милхом ([[old:3ts:11:05|ст. 5]]) тождествен с Молохом ([[old:3ts:11:05|ст. 5]]). Еврейское имя //Молех// - одного корня с //мелех//, царь, но с гласными слова //бошет// - позор, поношение (словом бошет верующие израильтяне называли и родственное Молоху божество Ваала, как видно, напр., из изменения имени //Иш-баал//, муж Ваала, в имя //Иш-бошет//, муж стыда); божество финикийское и аммонитское, у классиков называемое Кроносом или Сатурном. По идее божество близкое с Ваалом, след. солярное, выражало идею солнца, но только с разрушительной его стороны, также всесокрушающего времени. Статуя Молоха имела голову быка с золотой короной на ней, обширным туловищем и руками для принятия жертв культа, преимущественно детей: ужасное служение Молоху состояло преимущественно в "проведении детей через огонь", у евреев свирепствовало особенно при Ахазе ([[old:4ts:16:03|4 Цар XVI:3]]), при Соломоне культ этот, вероятно, не принимал столь омерзительной формы. Впоследствии юго-западная долина у Иерусалима, так называемая Енномова, Гиннонова, была местом отправления ужасного культа Молоха и потому сделалась образом и синонимом ада, геенны. Xамос, евр. Кемош, греч. СamwV ([[old:3ts:11:07|ст. 7]], ср. [[old:4ts:23:13|4 Цар XXIII:13]]; [[old:ier:48:07|Иер XLVIII:7]]; [[old:chis:21:29|Чис XXI:29]]) - национальное божество моавитян, называемых посему "народом Xамоса" ([[old:chis:21:29|Чис XXI:29]]; [[old:ier:48:46|Иер XLVIII:46]]); в известной надписи моавитского царя Меши он называет себя "сыном Xамоса" (1 с. ); почитали Xамоса и аммонитяне ([[old:sud:11:24|Суд XI:24]]). Вместе с Ваал-Фегором ([[old:chis:25:05|Чис XXV:5]]) Xамос был обнаружением единого божества; культ Xамоса имел мрачный, жестокий характер, требовал человеческих жертв ([[old:4ts:03:27|4 Цар III:27]]); культ Ваал-Фегора, напротив, имел веселый чувственный характер ([[old:chis:25:start|Чис XXV]]). По идее, Xамос был солярным божеством, богом солнечного зноя и символом своим имел блестящий каменный диск. [<10>]