[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 12:4====== ===== Лопухин А.П. ===== **отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе** В словах народных представителей 10 колен выражается обратная или теневая сторона блестящего царствования Соломона: блеск этот требовал для своего поддержания великого напряжения народной силы: тяжкое иго (евр. : сот, греч. : kloioV, Vulg. : jugum - ярмо животных, [[old:chis:19:02|Чис XIX:2]]; [[old:vtor:21:03|Втор XXI:3]]; [[old:1ts:06:07|1 Цар VI:7]], а затем - рабская работа, принудительная, [[old:vtor:28:48|Втор XXVIII:48]]; [[old:lev:26:13|Лев XXVI:13]]) и жестокая работа стали уделом народа. В этом случае исполнялось пророческое слово Самуила о тягостных последствиях для народного благосостояния со стороны деспотически организованной царской власти ([[old:1ts:08:11|1 Цар VIII:11-17]]). Однако при суждении о жалобах представителей 10 колен следует иметь в виду, что жалобы эти выходят из уст толпы, ревниво относившейся к царственному колену Иудину (ср. [[old:2ts:19:41|2 Цар XIX:41-43]]), руководимой бунтовщиком Иеровоамом и готовой уже к отпадению, след. могли сильно преувеличивать действительное положение повинностей: из [[old:3ts:09:21|IX:21-22]], ср. [[old:2par:08:09|2 Пар VIII:9]], известно, что Соломон при распределении государственных работ делал различие между природными евреями и хананеями; вообще об угнетениях народа повинностями во всем предыдущем повествовании нет речи. Истинный мотив настоящего требования заключался, как видно из[[old:3ts:12:16| ст. 16]], в давней розни и отчуждении "Израиля", т. е. 10 северных колен, от Иуды, т. е. населения южной части Палестинской территории: колен Иудина и Вениаминова с прибавлением некоторых элементов из др. колен (Симеонова, Левиина и проч. ). Эта рознь и была действительной причиной отпадения Израиля от дома Давидова ([[old:3ts:12:19|ст. 19]]). [<10>]